Думцы намерены вернуть Юлианский календарь

В Государственную думу внесен законопроект "О возвращении Российской Федерации на летоисчисление по Юлианскому календарю". Тогда и Рождество у нас будет перед Новым годом, как положено




Еще в бессмертной поэме Венедикта Ерофеева совершенно справедливо отмечалось, что всякая революция непременно что-нибудь отменяет, упраздняет, передвигает. Вспомним, французский республиканский календарь, отменивший христианское летоисчисление, всякие их месяцы вандемьер, жерминаль, вантоз, прериаль, термидор…

Потом вернулись к нормальным месяцам и календарю. Чаще всего можно было бы и не трогать всякие летоисчисления, оставить в покое правила орфографии, стрелки часов никуда не двигать, а заняться решением проблем, которые вызвали в отдельно взятой стране революционную ситуацию. Но уж такая революция штука…

"Передвинуть стрелку часов на два часа вперед или на полтора назад, все равно, лишь бы передвинуть. Потом: слово "черт" надо принудить снова писать через "о", а какую-нибудь букву вообще упразднить, только надо подумать, какую. И, наконец, заставить тетю Машу в Андреевском открывать магазин в пять тридцать, а не в девять" – так у Ерофеева с его революцией в Петушках. А в России – лучше разве было? Убрали "ять", какое-то декретное время, календарь сменили с Юлианского на Григорианский…

В Государственную думу внесен законопроект "О возвращении Российской Федерации на летоисчисление по Юлианскому календарю". Об этом сообщил один из авторов – Александр Фоменко. Кроме него, под документом поставили свои подписи Сергей Бабурин, Николай Безбородов и Сергей Глотов. Депутаты предлагают вернуть стране старый календарь с 1 января 2008 года.

Вообще-то в руководстве нижней палаты российского парламента – началась весенняя сессия – уже высказывали предположение (переходящее в уверенность), что поток всевозможных популистских предложений и депутатских инициатив будет только возрастать. Еще бы, на носу выборы, и надо изобразить активную деятельность. Но в данном конкретном случае называть законопроект о возвращении на прежнее летоисчисление популистским как-то язык не поворачивается.

Начиная с 1917 г. в стране с календарем наблюдается некий бардак. Православная церковь отказалась переходить на Григорианский календарь, предпочитая терпеть разночтения в датах, нежели порушить традицию. Вот и получилось, что в России – два новогодних праздника: один, как ему и положено, 1 января, а другой – по старому стилю – 14 января. Рождество у нас оказалось после Нового года, который, в свою очередь, угодил в самый разгар Рождественского поста. Вот и депутат Фоменко считает, что принятие закона позволит россиянам праздновать Новый год правильно, то есть после окончания Рождественского поста. "Сейчас православные вынуждены терпеть вакханалию встречи Нового года в последнюю неделю поста, что является ненормальным", - считает депутат.

Опять же, ругая погоду и всякие ее несоответствия с так называемыми народными приметами, не забудем, что на две недели все сдвинуто. Ждешь, бывало, наступления весны, к примеру, и вдруг вспоминаешь, что "по старому стилю" еще зима…

Фоменко заявил Росбалту.Ru, что все важнейшие события российской истории фиксировались по Юлианскому календарю, включая даже Октябрьскую революцию, впоследствии его отменившую. "Православие было и остается духовной скрепой российской государственности. Перейдя на Юлианский календарь, мы подчеркнули бы особость нашей цивилизации", - пояснил депутат.

В общем-то, различие календарей – не такая уж и проблема, если вспомнить, что мусульмане, евреи, индусы и множество народов и верующих различных религий вполне нормально себя чувствуют со своим летоисчислением. Вот и депутаты предлагают ввести переходный период: 13 дней с 31 декабря 2007 г. по Григорианскому календарю до 1 января 2008 г. по Юлианскому…

Напомним, что 10 января 1709 г. в свет был выпущен первый гражданский календарь, и именно этот день считается в России датой рождения тех календарей, которыми мы пользуемся и поныне. Это нововведение появилось по инициативе Петра I, известного сторонника всевозможных европейских начинаний в русской жизни. Его редактором стал граф Яков Брюс, по имени которого данный календарь стал называться "Брюсовым", составителем же был библиотекарь Василий Куприянов. Это издание пользовалось большой популярностью, так как помимо собственно дат оно содержало и множество полезных советов. "Брюсов календарь" полюбился публике и издавался почти 200 лет. Естественно, летоисчисление в календаре шло по юлианскому календарю (старому стилю), так что разница в датах того времени и нынешнего составляет 13 дней.

Выбор читателей