Френкель нанес ЦБ ответный удар

Опальный банкир передал в СМИ написанную еще до ареста статью, в которой он обвиняет чиновников Центробанка в произволе при отзыве лицензий, лоббировании интересов западных банков и финансовых махинациях




Дело банкира Алексея Френкеля, обвиняемого прокуратурой в организации убийства Андрея Козлова, похоже, приобретает скандальный оборот. Хотя конфликтные личные отношения между первым зампредом Центробанка и владельцем "ВИП-банка", которого сперва не пустили в систему страхования вкладов, а затем и вовсе отобрали лицензию, ни для кого не были секретом, в банковских кругах версию гособвинения пока воспринимают довольно скептически.

Недоумение независимых экспертов вызывает сразу несколько обстоятельств. Как известно, Алексей Френкель был чуть ли не единственным из руководителей "обиженных" ЦБ банков, кто до самого последнего момента через суд добивался пересмотра решений надзорного органа. "Я очень сомневаюсь в том, что человек, который начал судебную тяжбу с Центральным банком, причем публичную, одновременно стал бы вести переговоры и заказывать убийство Козлова", – высказал свое мнение в интервью "Московским новостям" вице-президент Ассоциации региональных банков России Александр Хандураев. Более того, по его словам, если Френкель в самом деле был причастен к убийству Козлова, непонятно, почему он не попытался скрыться за границей ни после ареста исполнителей, ни тогда, когда задержали предполагаемых посредников.

Между тем, как стало известно сегодня, за месяц до своего ареста Алексей Френкель планировал выступить в СМИ с обвинениями в коррупции в адрес чиновников ЦБ и с критикой политики банковского регулирования при отзыве лицензий у банков. Накануне по просьбе опального банкира его коллега, президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов передал материал в газету "КоммерсантЪ". В своей статье Алексей Френкель высказывает свою точку зрения на то, как и зачем в 2005-2006 гг. ЦБ в массовом порядке отзывал лицензии у российских коммерческих банков. В частности, экс-глава "ВИП-банка" обвиняет неких сотрудников ЦБ в отмывании денег при банкротстве "Роскомветеранбанка", "Панэмстройбанка", банков "Би Си Ди" и "Региональная перспектива".

По словам Френкеля, Центробанк "регулирует очень прибыльный рынок обналички, милует тех, кто обналичивает и исправно платит, и карает тех, кто платить не хочет". Автор статьи описывает технологию "поджигания" банка, якобы состоящую в следующем: ЦБ предупреждает банк в том, что у него будет отозвана лицензия, и в обмен на отсрочку решения на несколько месяцев (что позволяет урегулировать проблемы владельцев) партнеры чиновников ЦБ обналичивают через обреченный банк десятки миллиардов рублей. Он объясняет отзыв лицензии у контролировавшегося им "ВИП-банка" отказом "поджигать" свой банк. При этом никаких имен, в том числе имени Андрея Козлова, Алексей Френкель не называет.

Как утверждает Алексей Френкель, ЦБ заинтересован в открытии для иностранных банков российского рынка. "С их помощью он участвует в широкомасштабной схеме по выводу капиталов за рубеж, причем не крохами, а миллиардами долларов в год, – пишет он. – Для расчистки пространства для них необходимо создать и постоянно поддерживать иллюзию, что российские банки грязные, они постоянно и повсеместно моют деньги. Тогда и руководство страны, и общественность согласятся с правильностью предпринимаемых Центральным банком мер, и не будут вмешиваться в его схему".

"Чем ближе к выборам, тем больше накал страстей", – отмечает автор статьи. По его мнению, ЦБ "судорожно бьется за выполнение плана по отзывам лицензий", чтобы показать руководству страны, как пресекаются каналы незаконного финансирования будущих выборов. "В это самое время сам Центробанк с банками-нерезидентами выводит миллиарды долларов за рубеж, и вряд ли на предвыборный фонд для преемника нынешнего Президента", – заключает Френкель.

Напомним, что официально лицензии у всех банков, названных Френкелем, были отозваны за нарушения законодательства, в том числе за отмывание денег. Кстати, "ВИП-банк", владельцем которого являлся опальный банкир, был на плохом счету не только у чиновников ЦБ, но и имел не вполне надежную репутацию в самом банковском сообществе. "Из разговоров с Френкелем знаю, что в "ВИП-банке" дела были действительно плохи", – говорит первый заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев, который в свое время был преподавателем Френкеля в МГУ. По его словам, "нет никакого сомнения в том, что этот банк справедливо не пустили в систему страхования".

В том же духе высказался и вице-президент Ассоциации региональных банков России Александр Хандураев: "ВИП-банк" имеет репутацию банка, который проводил подозрительные сделки и операции. Но нарушал ли он при этом законодательство, должен определить суд".

Выбор читателей