Кадыров почти добился своего

Для Кадырова не осталось преград в деле установления диктатуры в отдельно взятом субъекте РФ. Отныне все структуры власти, включая и "силовой блок", подчинены ему, на всех ключевых должностях в Чечне расставлены его люди


ФОТО: AP



В ночь с 15 на 16 февраля небосвод над аулом Центорой разрезали пулеметные и автоматные очереди "праздничного салюта". Веселье по поводу назначения Рамзана Кадырова и. о. президента Чеченской Республики было в разгаре.

Теперь для Кадырова-младшего не осталось преград в деле установления диктатуры в отдельно взятом субъекте Российской Федерации. Отныне все структуры власти, включая ее исполнительную, законодательную ветви и так называемый "силовой блок" (кроме специфического Управления ФСБ по республике), полностью подчинены Кадырову. На всех ключевых должностях в Чечне расставлены его люди. Последним оплотом сил, еще не подвластных Кадырову полностью и безоговорочно и демонстрирующих ориентацию на федеральный центр, оставался аппарат президента ЧР. Но пришла очередь и неуязвимого аппарата.

Президент Алханов образцово исполнял представительские функции, отбиваясь от назойливых европейских парламентариев в Страсбурге, давая понять, что с беспределом в Чечне покончено. Он также завлекал инвесторов прелестями чеченского рынка – успешно; по крайней мере, китайцы обещали поучаствовать в благоустройстве Чечни. А в это время в Грозном соратники, родственники и просто сторонники молодого премьера планомерно секвестрировали реальные полномочия Алханова. При этом последний с упорством настоящего генерала милиции опровергал многочисленные слухи о своей отставке: "Останусь ли я на посту президента или нет – всецело будет зависеть только от воли Всевышнего и президента нашей страны, что я неоднократно уже подчеркивал". Наконец, вчера Путин положил конец всем слухам, заявив, что удовлетворил просьбу Алу Алханова об уходе. Как оказалось, прошение об этом лежало на столе президента России еще с начала года. Видимо, полтора месяца в Кремле потратили на раздумья, можно ли доверить Чечню новому лидеру, взвешивая "за" и "против".

В итоге Кадырова-младшего посчитали созревшим для управления республикой, а Алханова направили замещать министра юстиции России. Таким образом, Кремль развенчал миф своего же изобретения. Как известно, в 2004 г. Алханов, тогдашний премьер Абрамов и вице-премьер Кадыров-младший назвали себя "единой командой", что было выдумкой, но выдумкой необходимой. Теперь время условностей прошло.

В Грозном считают, что назначение Кадырова закономерно, потому что Алханов... не сдержал слова. Оказывается, существовала некая договоренность, что он покинет пост главы республики, как только Рамзану исполнится 30 лет. Якобы по прошествии срока Алханов передумал, медлил, словно ждал чего-то, что и вызвало конфликт с Кадыровым. При этом стороны конфликта по-разному позиционировали себя в республике. Алханов, по его же собственным словам, "проводил в жизнь политику федерального центра", а Кадыров "делал все для возрождения Чечни". Противостояние закончилось убедительной победой партии "возрожденцев".

Правда, эпизоды этой "войны" выглядели как компрометация политики Кремля в Чеченской Республике. Чего стоит одна перестрелка, инициированная охранниками Рамзана Кадырова в комплексе правительственных зданий в самом центре Грозного. Дошло до того, что аппарату Алханова устроили полную обструкцию. Это заставило чиновников писать заявления об отпусках и увольнениях и чуть ли не бежать из республики. Характерной стала ситуация с секретарем Совета экономической безопасности Чечни Германом Воком, которому пришлось покинуть республику, отправившись в бессрочный отпуск. По информации "Yтра", Вок уехал из Чечни после неоднократных угроз родственникам президента Алханова. Его слова в адрес нынешних республиканских властей стали, пожалуй, самыми резкими за последнее время. "У него (Кадырова) нет уровня председателя правительства и вице-премьера, – заявил Герман Вок. – Рамзан Кадыров – это молодой человек, позволяющий себе оскорблять президента, который назначил его на должность председателя правительства. Каждый уважающий себя человек должен сначала уйти в отставку, а потом высказывать критику относительно президента". Правда, не совсем понятно, какой президент имеется в виду, ведь главой правительства ЧР Рамзан Кадыров был назначен указом Путина.

Вплоть до вчерашнего обнародования кадровых решений обсуждался вариант передачи власти в Чечне "преемнику" после всероссийских президентских выборов в 2008 году. Назывался даже кандидат – министр труда и социальной защиты населения Магомед Вахаев, который, якобы, успел побывать на "смотринах" в Москве. В таком случае Рамзан Кадыров остался бы серым кардиналом республиканского значения.

Пессимисты (или реалисты?) рисуют другой сценарий развития событий. В скором времени Кадыров может избавиться от приставки "и. о.", а затем будет подписан договор о разграничении полномочий между федеральным центом и Грозным, по которому Чечня получит полномочия, и не снившиеся ни одному субъекту РФ. Власти республики будут брать под контроль все новые и новые отрасли, минимизируя и без того падающее влияние федерального центра. При открытых административных границах на Северном Кавказе и огромном количестве людей с оружием в Чечне все это выльется в новые вооруженные провокации. И уже на горизонте маячит призрак повторения событий 1999-го... Согласно прогнозу Вока, ситуация в республике "может взорваться через полгода, если не пригласить Кадырова и не сказать ему: "Хватит!". Кстати, спикер чеченского парламента Дуквакха Абдурахманов, оценивая федеративный договор между федеральным центром и Казанью, отметил, что Грозный такой вариант не устраивает – там хотят большего. Ранее тот же Абдурахманов вбрасывал в СМИ версии о приросте Чечни Ингушетией, о "национализации" нефтяного комплекса и о том, что Рамзан Кадыров уже давно перерос уровень республики...

Пожалуй, лучшим комментарием ситуации в Чечне служат сказанные слова ныне бывшего президента Алханова: "В чеченской среде никогда не было ни рабов, ни господ. Тоталитарные методы правления всегда противоречили не только самой истине, но и духовному менталитету нашего народа. Поэтому возведение в культ личности и идеализация одного человека ничего хорошего республике и ее обществу не принесут".

Выбор читателей