Люк Бессон привез в Россию новую реальность

Знаменитый французский кинорежиссер представил в Москве свою новую ленту "Артур и минипуты", снятую по мотивам двух книг, написанных им же самим о невероятных приключениях мальчика Артура в загадочной стране


ФОТО: Алексей Исмагилов
ВСЕ ФОТО



Восемнадцатого марта в кинотеатре "Октябрь" на Новом Арбате состоялась премьера анимационно-игрового фильма "Артур и минипуты" знаменитого французского режиссера и продюсера, а теперь еще и детского писателя Люка Бессона. Фильм снят по двум первым книгам маэстро ("Артур и минипуты" и "Артур и запретный город"), отца троих детей, который не понаслышке знает: "чтобы привлечь к себе детское внимание, необходимо выкладываться по максимуму и включать собственную фантазию на полную". И ему это прекрасно удалось, причем он смог в равной степени привлечь внимание не только детской, но и взрослой публики, которая следила за развитием сюжета на экране, не отрывая глаз и временами даже аплодируя (в данном аспекте первенство принадлежало детской аудитории).

В своей ленте Бессон смог совместить в равной степени высокотехнологичность современной анимации и классические достижения кинематографа (в частности, прекрасную актерскую игру Миа Фэрроу в одной из главных ролей), создав таким образом уникальный кинопродукт.

По словам Бессона, двухчасовой фильм снимался около пяти лет и обошелся создателям в $100 миллионов. В оригинальной версии персонажей озвучивали Милен Фармер, Жак Франц, Жан-Поль Руве, Хосе Гарсия, Сержио Кастеллитто, в английской - Мадонна, Дэвид Боуи, Роберт Де Ниро, Снупп Догг. В русской - Селения досталась Нелли Уваровой (исполнительнице роли Кати Пушкаревой в "Не родись красивой"), Барахлюша - Андрею Григорьеву-Апполонову (самый рыжий из "Иванушек International"), а галантный диджей Макс - рэпперу-"фабриканту" Тимати. Все они появились и на премьере фильма, равно как и сам Бессон, на пару дней приехавший в Москву, чтобы презентовать свое новое детище.

На следующий день на пресс-конференции режиссер, который пару дней назад был в Бразилии, а из Москвы улетал в Гонконг, в течение часа ответил на все вопросы, связанные с фильмом и серией книг об Артуре (помимо вышеупомянутых "Артура и минипутов" и "Артура и запретного города" у нас в стране изданы два следующих романа - "Артур и месть Урдалака" и "Артур и война двух миров"). Они вышли в издательстве "Махаон" и уже разошлись суммарным тиражом в 1,5 млн экземпляров. Причем они не были просто раскуплены в магазинах, а получили живой отклик - в издательство почти сразу после поступления в продажу эпопеи об Артуре стали приходить письма и рисунки от детей с признаниями в любви к героям, придуманным режиссером.

Бессон, выглядевший во время общения с журналистами немного усталым, апатичным и даже равнодушным, тем не менее сохранил непринужденность, иронию и временами язвительность. Ни один из вопросов не смог поставить его в тупик или вызвать долгие и тягостные раздумья. Ответы были как автоматные очереди, причем в упор. Ярко это проявилось, например, после нападок в адрес своего главного героя - мальчика Артура, попадающего в загадочный мир минипутов. В частности, когда автора стали спрашивать о том, не боится ли он конкуренции с Гарри Поттером, Бессон совершенно невозмутимо ответил: "Артур не знаком с Гарри Поттером, а Гарри Поттер не знаком с Артуром, может, мы их познакомим когда-нибудь". И оставил за публикой право самостоятельно выбирать, что смотреть и читать, отметив при этом главное: необходимо вернуть детей к книгам, снова пробудить в них желание познавать новое, предоставив в распоряжение достаточно произведений.

Во время общения с журналистами режиссер признал то, что Артур и его мир - это отчасти возвращение в его собственное детство, к его игрушкам и фантазиям, то есть некая переработка воспоминаний. Подчеркнул он и то, что книга и фильм - не только попытка диалога с детьми и объяснения им неких этических норм и максим, но и стремление связать миры детский и взрослый. Хотя бы потому, что он заставит их вместе сходить в кино. И вместе задуматься об одних и тех же вещах, то есть вырвет взрослых из их мира рабочих проблем и вечной нехватки времени, позволит уделить внимание детям, зачастую брошенным на произвол судьбы, потерянным в мире компьютерных игр, собственного одиночества и взрослого равнодушия. Когда Бессона спросили, какие именно проблемы общества он хотел поднять в этой, казалось бы, сугубо детской ленте, он сразу и без раздумий назвал цинизм и пессимизм, которые стали знаками нашего мира.

Рассказал Бессон и о процессе создания книги, посетовав на то, что некоторые сцены он писал настолько подробно и долго, ему так нравилось смаковать и обыгрывать мельчайшие детали, что в результате текст начал разрастаться до невероятных объемов и ему пришлось сокращать материал. Но при этом он смог воплотить свои мечты: когда режиссера спросили, какое средство передвижения он предпочитает, он ответил, что хотел бы прокатиться на комаре (а именно на насекомых передвигаются многие обитатели созданного им мира минипутов).

Когда же один из журналистов попрекнул Бессона в том, что его книга может оказать пагубное влияние на детей из-за отдельных эпизодов (в одном из них, к примеру, принцесса Селения и Артур целуются), то режиссер сразу и не задумываясь сказал: сидя за компьютером, дети одним щелчком за пару секунд убивают 800 человек, так, может, лучше научить их целоваться и любить?

## Алексей Исмагилов ©

Выбор читателей