Путаные колонки оппозиционеров

График проведения "Маршей несогласных" впору вывешивать рядом с расписанием движения транспорта. "Другая Россия" обрела счастье в мероприятиях по имитации политической борьбы, используя формулу "чем чаще - тем лучше"


ФОТО: AP



График проведения "Маршей несогласных" впору вывешивать на столбах рядом с расписанием движения городского транспорта: "Идем (или стоим) нестройными рядами там-то и тогда-то. Будете проходить мимо - проходите мимо. А то могут раздавить". По всему видно, что лидеры "Другой России" обрели счастье если не в политической борьбе, то в мероприятиях по ее имитации: от оргкомитета по проведению очередного "марша" и поиска "несогласных" до объяснений, чего именно найденные несогласные в итоге хотели. Разношерстность контингента изначально плохо влияла на качество оппозиционной тусовки. Выход был найден в тиражировании кажущегося удачным формата: чем чаще - тем лучше.

Очередной "Марш" намечено провести 14 и 15 апреля в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Три города - три скандала, три слабые надежды увлечь своим радикализмом сомневающихся и колеблющихся. Нельзя сказать, что все это неумно. Проблема в том, что к политике - имея в виду ее цивилизованные формы и цивилизованное же содержание - не имеет никакого отношения. "Другая Россия" сделала ставку на чистую технологию по понятной причине: что еще делать, когда нет идеологии.

Маршировать (как думают в "Другой России") или митинговать (как считают в мэриях) сторонники Каспарова и Касьянова будут не одни. Во-первых, это, собственно, сподвижники обоих К. Во-вторых, вдруг решившее митинговать в тот же день под известным обоим К. лозунгом "Это - мой город" национал-радикальное Движение против нелегальной иммиграции* (ДПНИ). В-третьих, не исключено, что в тот же день пройдут акции с участием "Яблока", КПРФ и СПС.

Куда их всех понесло 14 апреля - требует предметного рассмотрения. "Другая Россия" и ДПНИ обычно открещиваются друг от друга, однако у тех и у других ген политической всеядности достаточно силен. Идея вместе "дружить против", а потом "поделить по-честному" и разбежаться привлекательна своей простотой, впрочем, как и все недалекое и неглубокое. Для Касьянова и Каспарова националисты - это "объективный" фактор, который надо привлекать к уличной лево-правой оппозиции и тем легализовать. То есть легализовать махровый национализм - нет проблем. Для части активистов ДПНИ интерес вызывает ресурс "Другой России", в первую очередь финансовый. Однако, судя по тому, как прочно в "Другой России" обосновались "лимоновцы", подпускать к казне кого-либо еще здесь не станут. Нужны бойцы, а не пропорциональное освоение бюджета. Судя по всему, именно такой подход и не устроил Виктора Анпилова, который покинул "другороссов" со словами: "им нужная драка - ну и пусть дерутся, раз нет идей". Не стоит забывать, что в судьбе ДР и ДПНИ принимают участие одни и те же политтехнологи, чьи личные и деловые контакты столь обширны, что далеко выходят за пределы России.

ДПНИ могло подать заявку на проведение своего митинга в любой другой день. Так удобнее тактически: и под "раздачу" ОМОН, контролирующего ДР, не попадешь, и останешься единственным "информационным поводом" для СМИ. Однако выбран был именно день проведения "марша". Заинтересованному избирателю как бы предложен выбор: а оппозиции-то у нас много. Хочешь - иди налево (фигурально), к националистическим и ужасно нецивилизованным; или направо (опять же образно) - к прозападным господам и их сподвижникам. Какой-никакой, а якобы выбор для сомневающихся. Выбор - уже не между правовой формой политической активности и "булыжной демократией", а между совсем плохим и условно терпимым. Вот и вся сущность придуманного технологами из общего мозгового центра шага. Для непосвященных все выглядит естественно, а искушенные наблюдатели координацию сразу улавливают. Все как в старом анекдоте: "Слышишь, Абрам, они будут учить нас коммерции!".

С КПРФ, "Яблоком" и СПС - другая история. По разным причинам они вынуждены играть непривычную для себя роль "спойлера" "Другой России". И не потому, что на это их "зарядил" Кремль, как принято думать.

КПРФ борется за свой электорат, причем последние выборы показали, что некоторые успехи в этом деле присутствуют. Неразборчивость лидеров ДР сильно портит имидж коммунистов в глазах их ядерного электората - слухи о "сопричастности" левых к активности "проклятых ультралибералов" Касьянова и Каспарова будоражат партию и ее сторонников. Вот почему Зюганов против вовлечения даже отдельных членов партии в игры "другороссов"; вот почему он готов "перебивать" деятельность ДР активностью КПРФ - это сигналы не Кремлю, а своим избирателям.

"Яблоко" руководствуется теми же соображениями. Партийный бренд дышит на ладан, и уход с правового поля приведет к окончательному уходу "Яблока" и его лидера из политики как таковой. СПС действует в той же логике, но тут ситуация развивается в шлейфе итогов прошедших в марте региональных выборов. Результат правых технологически оказался ужасным: они не выиграли и не проиграли. Пройдя в четырех регионах из девяти и не добрав еще в нескольких территориях десятых, а то и сотых долей процента до заветных 7%, партия растерялась. Однозначный проигрыш привел бы к немедленному ребрендингу, смене руководства и возможности начать с чистого листа. Убедительная победа (уровня победы в Перми в декабре прошлого года с результатом в 16%) привела бы к повышению самооценки и единому настрою победить и на выборах в Госдуму. Теперь же партия оказалась на грани раскола. Ее питерская и московские организации близки к расформированию - некоторые их члены открыто обвинили Никиту Белых в "лоялизме" (к власти, разумеется) и требуют присоединения к "Другой России". Белых, судя по всему, решительно настроен этому не потворствовать. И если СПС проведет свой митинг день в день с "Маршем" - значит, Белых продолжает контролировать партию. В противном случае, СПС прекратит свое существование, так как в рядах "Другой России" реальная политика для правых прекратится.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей