Правые прыгнули выше головы

На первых выборах в объединенном Пермском крае правые набрали аж 16%, а коммунисты упустили все, что можно. Верные "красным" пенсионеры переметнулись к конкурентам, отреагировав на невнятную политику КПРФ




В Пермском крае в воскресенье состоялись выборы в краевое Законодательное собрание. Выборы неординарные по двум причинам: во-первых, впервые голосование проводилось в объединенном субъекте Федерации (ранее, напомним, это были Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ); во-вторых, они с самого начала провозглашались решающими для СПС, который фактически связал свою дальнейшую судьбу как партии с успехом на этих выборах.

К моменту опубликования этого материала было подсчитано около 80% бюллетеней, и уже вполне определенно можно говорить об итогах кампании. Как и предполагалось, безусловным победителем стала "Единая Россия", которая по партспискам набрала 35%. На втором месте – и это главная неожиданность выборов – оказался Союз правых сил с результатом более 16%. Далее идут ЛДПР (около 14%) и Партия пенсионеров (чуть больше 11%). Коммунисты тоже преодолевают избирательный барьер, набирая в районе 8,5% голосов, что нельзя не считать однозначным оглушительным провалом. Старейшая партия, которая выходила на выборы еще тогда, когда никого из конкурентов и на свете не было, заигравшись в одной ей понятные игры, допустив раздрай в рядах и раскол между центром и регионами, упустила избирателя. И то, что Партия пенсионеров набрала больше голосов, говорит о предпочтениях этих самых пенсионеров, всегда являвшихся верной опорой КПРФ.

Победа "Единой России", как уже говорилось, предвиделась с самого начала, хотя местным единороссам пришлось в свое время достаточно жестко "продавливать" губернатора Олега Чиркунова. В результате несколько десятков кандидатов, идущих по одномандатным округам, были по разным поводам сняты с дистанции. Сам губернатор, в прошлом активный сторонник правых, незадолго до начала избирательной кампании вступил в "Единую Россию" и эти выборы вел уже не только как глава края, но и как дисциплинированный член партии. Вместе с тем нельзя исключать, что пресловутый "административный ресурс", находящийся в губернаторских руках, оно мог обратить частично и в пользу СПС, оказав тем самым столь необходимую помощь своим бывшим сторонникам.

Еще одним примечательным "очагом" для предвыборных разборок были штабы Партии пенсионеров и "Родины", которые и после решения их федерального руководства об объединении в "Справедливую Россию" в самом крае не хотели уступать друг другу ни пяди ресурса. "Родинцы" указывали на то, что три партии (включая РПЖ) объединяются именно на их базе, а значит, региональная организация этой партии и должна взять под свое крыло объединенный электорат. РПП указывала на свой лучший рейтинг и тоже не уступала. В итоге Партия пенсионеров показала результат, который можно считать невысоким в сравнении с тем, что ей пророчили (второе место после "Единой России"). Получилось, что "левая нога" Кремля сама себя перехитрила, сработав даже хуже жириновцев.

Что касается СПС, его результат еще нуждается в осмыслении. Пермский край правые всегда считали своей вотчиной, поэтому и увязывали свои дальнейшие перспективы с набранными именно здесь очками. Недавно финансист СПС Леонид Гозман даже пригрозил полностью сменить верхушку СПС в случае поражения на выборах в Перми. Стоит добавить, что нынешний лидер партии Никита Белых родом из Перми и в прошлом занимал должность заместителя Олега Черкунова. Не исключено, что, восприняв слова Гозмана всерьез, он озаботился подготовкой запасного аэродрома, которым в случае провала (а возможно, и в любом случае) мог стать пост зампреда краевого Законодательного собрания или представителя края в Совете Федерации.

Выбор читателей