КПРФ входит в турбулентность

Коммунисты России, некогда бывшие одними из самых сильных игроков российской политики, ныне вязнут во внутренних дрязгах и раскольничестве, что может фатально сказаться на подготовке к выборам




На днях во время своего пребывания в Приморском крае лидер КПРФ Геннадий Зюганов посетовал на то, что недруги коммунистов стремятся поссорить партию с Церковью. Лидер левых по этому поводу сильно огорчается: ведь в рядах КПРФ больше "воцерковленных людей", чем в рядах любой другой политической силы. К тому же коммунисты, говорит Зюганов, уже давно признали "перегибы" советской власти в части ее борьбы со служителями культа. "Наши предшественники в КПСС допустили большую ошибку, рассорившись с Русской Православной Церковью, преследуя верующих", - считает он.

Разногласий между коммунистами и Церковью сегодня действительно немного. Точнее – всего одно. Зовется оно "Мавзолей Ленина", который КПРФ стремится сохранить на прежнем месте и с прежним постояльцем. Церковь, напротив, призывает похоронить останки вождя по христианскому обряду в месте, более подходящем для воцерковленного человека, каковым был Владимир Ульянов.

Впрочем, расхождение со служителями культа в этом отдельно взятом вопросе для КПРФ – почти ничто в сравнении с теми действительными неприятностями, которые им может преподнести наступивший политический год. Подготовка к выборам для системной левой оппозиции проходит на фоне стремительно меняющегося пейзажа на поле партстроительства, который в равной мере внушает команде Геннадия Зюганова как определенный оптимизм на декабрь 2007 г., так и не менее обоснованные опасения.

От слияния "Жизни" и "Родины" КПРФ, при грамотной работе ее активистов в регионах, вполне может выиграть, признают эксперты. Электорат "Родины" во многом – тот самый электорат КПРФ, который Дмитрий Рогозин завербовал в 2003 г. под свои знамена. Сегодня на этих стягах значится "актуальные левые", но что это означает - до конца никому не понятно. Потому идейные "родинцы" могут уклониться от сомнительного для них покровительства главы Совета Федерации, который всех уверяет, что он теперь – оппозиция. И уйти обратно к КПРФ. Примечательно, что в своих последних интервью Геннадий Зюганов усилил националистическую риторику, в том числе и по так называемому "еврейскому вопросу", чего он давно не делал. Очевидно, что это, в первую очередь, сигналы избирателям "Родины", которые принимают подобную риторику как близкую. В то же время, КПРФ может побороться и за умеренно-протестный электорат, рассредоточенный сегодня по десятку партий патриотической ориентации или социальной направленности. Не исключено, что и протестный электорат, традиционно либо не голосующий вообще, либо голосующий за ЛДПР, тоже отдаст значительную часть голосов в копилку КПРФ, признавая в ней какую-никакую занозу для провластных сил.

Что касается рисков, то для коммунистов они высоки, как никогда прежде. Серьезная опасность подстерегает Геннадия Зюганова справа – почти в прямом смысле этого слова. Антипутинская оппозиция, сгруппировавшаяся вокруг "Другой России", как магнитом пытается притянуть к себе все, что колеблется по радиусу иных центров притяжения. И традиционные левые здесь не исключения. Несмотря на декларируемые Зюгановым проклятия в адрес "оранжевой чумы" и ее разносчиков, в рядах коммунистов не обошлось без брожения. В воинственности Касьянова, Каспарова, Рыжкова и, тем более, родственного им Виктора Анпилова – левого союзника в целом праволиберальной "Другой России" - часть функционеров КПРФ обнаружила, как им кажется, ту решительность, к которой они тщетно призывали Геннадия Зюганова в последние годы.

Активное взаимодействие с "другороссами" той же Елены Лукьяновой – не просто члена КПРФ, но и дочери пользующегося особым уважением партийцев Анатолия Лукьянова, - можно было бы, конечно, счесть просто досадной недоработкой ЦК по части внутрипартийной дисциплины. Или даже простой разведкой, которой промышляют все без исключения партии. Однако факты говорят о другом. Так, совсем недавно в Калуге при проведении круглого стола к Михаилу Касьянову публично обратился местный коммунист Вадим Барский – между прочим, депутат калужского парламента. Барский предложил Зюганову и Касьянову "пожать друг другу руки" и сообща поработать над программой национального согласия. То есть наружу выходят нешуточный разброд и шатания на региональном уровне. Касьянов высказанную мысль охотно поддержал: разногласий, как выяснилось по ходу, оказалось на удивление немного. Тем более, как он сказал, коммунисты "потихоньку признают частную собственность".

Между тем братание с "Другой Россией" для КПРФ смертельно опасно. И не потому, как шепотом сообщают СМИ отдельные функционеры левых, что за эти связи Кремль начнет "гнобить" КПРФ. Дело в другом: подобное союзничество станет самым дорогим подарком для злейших, принципиальнейших врагов КПРФ, каковым сегодня является даже не "Единая Россия", а объединяющаяся с "Родиной" "Жизнь". У "актуальных левых" шанс усилиться за счет КПРФ несравненно выше, чем за счет столь пафосно критикуемой ими "Единой России". Тут все средства хороши, тем более такие проверенные, как обвинения в связях с олигархами. В прошлой избирательной кампании этот инструмент провел "Родину" в Думу в основном за счет левонастроенного избирателя – то есть электората КПРФ, не желавшего сотрудничества партии с прозападно ориентированными политиками. Нет причин думать, что амбициозная новообразованная партия не попытается развить успех. В этих условиях Геннадий Зюганов – политик опытный и искушенный - наверняка попытается жестко дистанцировать себя и своих однопартийцев от опасной кампании "Другой России". И в то же время, эта жесткость будет толкать все большее число коммунистов – особенно на местах, где контроль не столь эффективен, - к радикальным оппозиционерам. Усиление дисциплины может обернуться раскольничеством широкого масштаба.

Сегодня это хорошо видно на примере целого ряда региональных отделений КПРФ. В Свердловской области партия, по сути, потеряла фракцию в областном парламенте после того, как исключила из своих рядов первого секретаря региональной организации и руководителя депутатской фракции Владимира Кадочникова. За то, что тот, якобы, сильно сблизился с губернатором Эдуардом Росселем. Сейчас исключенные судятся с КПРФ. В Чувашии ожесточенную борьбу против главы местной организации, главного редактора газеты "Правда" Валентина Шурчанева ведет ранее смещенный с должности первого секретаря Олег Маляков. За последним сегодня – ресурс "Патриотов России" Геннадия Семигина, куда Маляков перешел работать. В Пермском крае смещенная с должности первого секретаря партячейки Коми-Пермяцкого автономного округа Зинаида Боталова предпринимает все усилия для срыва конференции, которая должна легализовать кадровые перестановки. И так далее.

При сохранении подобной тенденции КПРФ рискует растратить драгоценное время подготовки к выборам на внутренние склоки, чистки, а возможно, и размежевание, которое еще ни одной партии в плюс не шло.

Выбор читателей