Птицы воюют с самолетами за небо

Статистика свидетельствует: каждый год наблюдается 50 - 70 столкновений пернатых птиц с "железными". Самыми отважными являются чайки, а у самолетов страдают в первую очередь двигатели




Каждый год по весне учащаются случаи столкновения птиц с самолетами.

По данным Международной организации гражданской авиации каждый год в мире происходит примерно 5,4 тыс. подобных "таранов". Именно из-за них с 1988 г. погибли 194 пассажира.

Чаще всего столкновение происходит либо при взлете, либо при посадке, так как высота, на которой летают самолеты, для птиц недостижима. Самыми уязвимыми частями гражданских "железных птиц" считаются двигатели – с ними птицы сталкиваются примерно в 40% случаев. Далее в порядке убывания следуют крылья (33%), лобовое стекло (16%) и фюзеляж (7%). Что удивительно, несмотря на свой малый вес, птица наносит удар по самолету с силой, в три раза превышающий силу снаряда - так, пернатые могут даже пробить обшивку самолета. На таран чаще всего идут чайки - 45%, за ними следуют дневные хищные птицы, на долю которых приходится 12% столкновений, и совы (10%).

Для предотвращения подобных случаев аэропорты мира идут на самые разные меры. Так, в аэропорту "Домодедово" используются акустические установки, транслирующие птичьи сигналы тревоги. По бокам взлетно-посадочных полос установлены своеобразные пугала - карусели с приклеенными зеркалами. Кроме этого, на территории аэропорта "работают" 11 ястребов-тетеревятников и сокол-сапсан.

А канадские разработчики из Intercept Technologies сконструировали роботов, практически не отличающихся внешне от хищных птиц. Задача искусственных хищников - отпугивать настоящих птиц от аэропортов, мусорных свалок и полей для гольфа.

Идеолог проекта, Уилфред Эмонтс, 20 лет назад начал свою деятельность по отпугиванию пернатых при помощи дрессированных хищных птиц в Международном аэропорту Pearson в Торонто. Мысль о создании птицы-робота осенила его, когда Эмонтсу попалась на глаза детская игрушка-вертолет, которая летает, хлопая крыльями. Так и родилась идея создать робота, который использовал бы тот же принцип при перемещении. Творении рук человеческих получило название Robofalcon - "Робосокол".

Задача Robofalcon - не атаковать птиц, а лишь обращать их в бегство. В воздух он поднимается за счет крыльев, а функции руля выполняет хвост. Что касается топлива, то тут "пернатый полицейский" неприхотлив – он может работать и на батарейках, и на бензине, и на газу. Управляется же Robofalcon практически так же, как и любая авиамодель.

Выбор читателей