Будущее Косово раздваивается

Совет Безопасности ООН рассматривает сразу два проекта резолюции по косовскому кризису - один представили западные страны, второй - Россия. Компромисс едва ли возможен. В кулуарах бродят слухи о российском вето




Судьба многострадального края решается уже много лет, и с каждым годом "независимость" Косова становится все более реальной. Как так, возмутится читатель, что за грамматический кавардак? Как независимость может быть какой-то там, да еще в кавычках, и что это у вас за сравнительная реальность? Непонятно. Ровно поэтому – потому что непонятно – Совет Безопасности ООН вновь принимается за обсуждение извечной косовской проблемы.

В этом году, как полагают многие аналитики, переговорщики как никогда близки к компромиссу. Впрочем, иные эксперты считают нынешнюю активизацию ооновских дискуссий о статусе Косово просто очередным "обострением". Так или иначе, в Собезе вновь имеет место противостояние Запада и России.

Нынче в Нью-Йорке рассматривают уже не один проект резолюции, а два – российский и "западный", предложенный странами ЕС и США. Различия в базисе – то есть катастрофические. Запад отталкивается от плана Мартти Ахтисаари, спецпредставителя генерального секретаря ООН по урегулированию конфликта между косовскими албанцами, Москва же этот документ в своих параграфах вообще почти не упоминает. Достаточно, однако, вспомнить, что ранее Кремль его раскритиковал и принимать отказался. Предлагаемый Ахтисаари вариант "почти полной независимости" Косова подразумевает, скажем так, постепенное осуверенивание края под надзором Объединенных наций. Косовары получают почти полноценное государство, со всеми атрибутами государственности и в перспективе – исчезновение вездесущего "почти".

Западный проект в общих чертах обрисовывает сценарий становления "многонационального и демократического" Косова и стабилизации политической ситуации в почти-государстве. Предлагается также включить в текст резолюции положения о необходимости создания условий для возвращения сербских беженцев и, кроме того, снабдить документ успокоительной поправкой о "единственном в своем роде случае признания сепаратистского государственного образования". Именно эта деталь, кстати, как раз и вызывала чрезвычайное беспокойство российской стороны.

Москва настоит на том, что признание Косова – пусть даже и quasi-независимым государством – создаст прецедент, который незамедлительно впишут в свои требования все прочие непризнанные республики и края. Такие, между прочим, республики есть и на территории бывшего Союза.

Не так давно президент РФ Владимир Путин заявил, что Кремль поддержит только такой сценарий, который устроит все стороны конфликта – и Сербию, и Косово, и ООН, и страны Запада. В этом заявлении некоторые чиновники усмотрели тонкий намек на вето – дескать, в критических обстоятельствах Россия может вновь "зациклить" дискуссию в Совбезе.

Разумеется, не все дипломаты разделяют это опасение, многие занимают выжидательную позицию. Судьба Косова все отчетливей раздваивается.

Выбор читателей