Профессия учителя стала смертельно опасной

За последние два года ситуация в отечественных школах сложилась критическая: между педагогами и учениками нарастает взаимная неприязнь, то и дело выплескивающаяся в акты жестокой преступной агрессии




В Приамурье идет скандальное судебное разбирательство, обвиняемым в котором является школьный учитель труда, избивший 4 мая нынешнего года двух восьмиклассников. Уголовное дело против преподавателя возбуждено по ч. 1 ст. 116 УК РФ ("Нанесение побоев"). До сих пор продолжается расследование, а российские эксперты в области педагогики тем временем бьют тревогу: агрессия в школьных стенах растет с каждым днем, причем исходить она в равной степени может как от учителей, так и от учеников. Взаимная неприязнь между ними, о которой ходит столько безобидных по сути детских анекдотов, нынче приобрела характер едва ли не смертельной борьбы.

Разумеется, самая страшная статистика на этот счет - в американской образовательной системе, то и дело содрогающейся от чудовищных убийств школьниками и студентами своих однокашников. Но России тоже гордиться нечем: в отечественных школах сейчас процветают насилие и уголовщина, доводящие и учеников, и педагогов до суда. За последние два года, к примеру, как пишут "Новые известия", количество криминальных случаев в российских школах выросло вдвое, причем сразу по всей стране. Через неделю наступит долгожданный момент последних звонков, а там недалеко и до выпускных балов, но эту торжественную пору серьезно омрачают инциденты, произошедшие за минувший учебный год.

Накануне предъявили, к примеру, обвинение учащемуся 11-го класса одной из иркутских средних школ. Юноша, не добившись от учительницы физики вожделенного "зачтено", нанес ей девять ножевых ранений. В минувшем году красноярская восьмиклассница точно так же едва не убила свою преподавательницу, подкараулив ее после уроков с ножом. Девочка искренне удивилась, узнав, что ее жертва выжила. Малолетнюю преступницу задержали прямо дома, она и не собиралась никуда бежать, спокойно делая уроки на завтра.

В столице дела обстоят не лучше: здесь пятиклассник избил свою 55-летнюю классную руководительницу за один-единственный вопрос, который та ему задала. "Родители хоть интересуются, как ты учишься?" - спросила пожилая женщина, и мальчик несколько раз ударил ее кулаком в лицо и ногой в живот, после чего пострадавшую госпитализировали в тяжелом состоянии. Потом, объясняя такое поведение, ребенок оправдался тем, что защищал честь своей семьи от оскорбления.

И это, как считают специалисты, всего лишь малая толика всех случаев подобного рода. Большинство инцидентов между учениками и учителями, скорее всего, попросту замалчиваются в интересах школы. В лучшем случае - решаются на внутреннем уровне. Но иногда сами педагоги скрывают факты насилия над ними со стороны подопечных, чтобы в случае, если разразится скандал, не потерять работу. Опасение это не лишнее: вину ребенка еще надо доказать, а на его сторону определенно встанут родители. По самым приблизительным данным, максимум треть пострадавших от детских рук учителей обращаются в правоохранительные органы с жалобами.

В последнее время ситуация не только обострилась, но и приобрела новый, извращенный оборот. В контексте повального распространения мультимедийных устройств школьники начинают использовать в своих жестоких играх технические "гаджеты". В лучшем случае дети снимают на видео свои собственные проказы во время уроков. И старым добрым дерганиям девочек за косички, передаванию записок или пусканию бумажных самолетиков тут уже нет места: им на смену пришли пробежки голышом по классу, обезьяньи прыжки с парты на парту, "салют" из принесенной из дома еды - и все это в присутствии учителя.

Причина такого пренебрежительного отношения к представителям одной из самых почетных профессий кроется, как полагают эксперты, в общей социальной обстановке. Учащиеся ощущают себя под давлением взрослых, поэтому начинают от них "защищаться", выбирая для этого способы сродни тем, что видят ежедневно на экране телевизора. А уж о профессиональном статусе российского педагога и говорить нечего: низкая оплата труда, потеря уровня квалификации, низкий престиж - все это не добавляет привлекательности работе "архитектора детских душ".

Выбор читателей