Тотальный учет и контроль по всей вертикали

Главы регионов получили право увольнять неработающие органы представительной власти регионального и муниципального уровня. Налицо схема "Народные избранники утвердят губернатора, а он их распустит"




Госдума приняла 25 мая в окончательном чтении законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу деятельности законодательных органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований". Одобренные нижней палатой изменения дают главам регионов право досрочно распускать неработающие органы представительной власти регионального и муниципального уровня.

Эта мера выглядит вполне демократично в плане разграничения полномочий между ветвями власти, поскольку губернатор может прекратить деятельность парламента только после того, как тот факт, что парламент действительно не работает в течение трех месяцев, будет установлен в судебном порядке. Еще три месяца отводится главе региона на принятие решения о роспуске регионального парламента или, если речь идет о муниципальном собрании, на внесение законопроект о его роспуске в Законодательное собрание субъекта РФ.

Между тем в контексте нынешней конфигурации властной вертикали комментаторы отмечают двусмысленность нового законопроекта. Налицо несколько странная схема "Народные избранники утвердят губернатора, а он их распустит". Об этом еще в ходе подготовки к первому чтению говорили в регионах. В частности, по мнению лидера фракции "Патриоты России" в Законодательном собрании Оренбургской области Владимира Фролова, "распускать депутатов, которые поддержали назначение губернатора, - это попросту незаконно", тем более что "депутатов избирает народ, а губернатор представляет интересы того, кто его назначил".

Одновременно, нельзя не признать, что принятые поправки создали инструмент для борьбы с саботажем в региональных и муниципальных парламентах. Еще не забыт скандальный конфликт в хурале (парламенте) Республики Тува, где в ответ на аннулирование результатов выборов в нескольких округах (в которых победили кандидаты от Российской партии жизни) депутаты от этой партии в течение полугода блокировали работу законодательной власти. Из-за этого, в частности, так и не был принят республиканский бюджет на 2007 год.

На фоне растущей конкуренции между партиями пример тувинских депутатов может стать заразительным. Особенно, если учесть привычку депутатского корпуса к прогулам. По словам председателя Архангельского областного Собрания депутатов Виталия Фортыгина, "в некоторых субъектах федерации ЗакСы не собираются по полгода".

Между тем меры против одних нарушений могут создать благоприятную среду для других, не менее неприятных злоупотреблений. Ни для кого не секрет, что региональная политика зачастую является полем, на котором выясняют отношения не только местные, но и федеральные элиты. До жесткого противостояния подобные конфликты, равным образом касающиеся и глав регионов, и областных дум, как правило, стараются не доводить. Тем не менее исключения бывают. Всем памятна история бывшего губернатора Нижегородской области Геннадия Ходырева, кандидатуру которого президент вроде бы собирался внести на новый срок. Однако, столкнувшись с сопротивлением депутатского корпуса (36 из 43 депутатов Законодательного собрания написали Ходыреву письмо с просьбой отказаться от участия борьбы за губернаторское кресло), Владимир Путин передумал. В итоге губернатором стал Валерий Шанцев.

Два года назад, когда развивался этот конфликт, у губернатора не было рычага для подавления "парламентской фронды". Но после того, как обсуждаемые поправки вступят в силу, ему будет не трудно склонить на свою сторону половину депутатов, призвать их к бойкоту парламентских заседаний, а через три месяца подать материалы в суд, распустить парламент и назначить новые выборы.

Аналогичную тактику может выбрать и любая из партийных фракций. Как справедливо заметил руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев, "создан прекрасный механизм для оппозиции в случае необходимости дестабилизировать ситуацию в том или ином регионе".

И сегодня эту угрозу не стоит рассматривать в качестве пустой "страшилки". В преддверии большого избирательного цикла на фоне нарастающей конкуренции между "Справедливой Россией" и "Единой Россией" в регионах наблюдается оживление всего политического поля. Подтверждением этому стало избрание коммуниста Романа Гребенников на выборах мэра Волгограда. И хотя в кулуарах "казус Гребенникова" объясняют внутривидовыми разборками московских элит, которые вошли в клинч после снятия с выборов кандидата от "Справедливой России" Олега Михеева, результат, как говорится, налицо.

Параллельно продолжается процесс укрепления властной вертикали. В эту тенденцию органично вписался новый закон, предоставивший губернаторам право распускать неработающие органы представительной власти регионального и муниципального уровня.

Одновременно усиливается и контроль над деятельностью губернаторских команд. Неделю назад Министерство экономического развития и торговли разослало на согласование заинтересованным ведомствам проект постановления правительства "Об организации федерального мониторинга территориального социально-экономического развития регионов". Проверки планируется вести по 25 направлениям социально-экономического развития на основе 700 показателей.

Последним штрихом, дополняющим эту картину тотального контроля, стало выступление вице-премьера Сергея Нарышкина на заседании Совета законодателей и объединенной комиссии по национальной политике при Совете Федерации. Судя по словам Нарышкина, деятельность будущего президента, в частности, касающаяся приоритетных национальных проектов, будет плотно контролироваться парламентским большинством.

Вне этой схемы остаются только избираемые населением главы городских администраций, давление на которых пока ведется по линии прокуратуры. И, судя по количеству уголовных дел против мэров таких крупных городов, как Владивосток, Томск, Рязань, Архангельск, Волгоград, Тольятти, позиционные бои на этом направлении идут полным ходом.

Учитывая все перечисленные нововведения, в сухом остатке получаем контролируемого парламентом президента, который вместе с правительством держит руку на пульсе губернаторов, а эти губернаторы, в свою очередь, следят за работой региональных и муниципальных органов представительной власти. Так, вроде бы, и было задумано с самого начала. Страна большая, и пускать все на самотек опасно. Единственное, что остается непонятным, как на этот транзитивный (или опосредованный) контроль федерального парламента над законодательными органами регионов отреагируют в субъектах федерации.

Да и вообще, было бы неплохо понять, что означает тезис о частичном парламентском контроле над деятельностью будущего президента. Идея эта, пусть пока и не оформленная институционально, может стать началом дискуссии о пересмотре идеологии госстроительства. Судя по тому, что происходит сегодня на Украине, подобные разговоры, да еще и на фоне выборов федеральных органов власти, несут в себе определенный деструктивный заряд.

Выбор читателей