Орденоносный Гарри

Каждый новый "Поттер" почти обязателен к просмотру и для фанатов книги, и для родителей, детей, жен, мужей и прочих жертв. Пятый фильм сильнее всех прочих по актерскому составу, причем зло начисто переигрывает добро

Гарри Поттер и Орден Феникса (Harry Potter and the Order of Phoenix)
Великобритания–США, 2007
Режиссер: Дэвид Йейтс
В ролях: Дэниел Рэдклифф, Эмма Уотсон, Руперт Гринт, Имельда Стонтон, Ральф Файнс, Хелена Бонэм Картер, Алан Рикман, Гэри Олдман, Майкл Гэмбон, Мэгги Смит





Говорят, что сравнение фильма с книгой, по которой он снят, - один из негласных запретов кинокритики, моветон, ведь ясно же и пню, что кинопроизведение и произведение литературы нельзя сравнивать в принципе.

В случае с очередной серией приключений "того самого мальчика со шрамом" золотое правило не срабатывает - тогда критику будет практически не о чем говорить. Самая дорогая франшиза рубежа тысячелетий строится на круговой поруке: те, кто читают книги, бегут в кинотеатр; те, кто посмотрел фильм, однажды оказываются перед книжными полками; фанаты раскупают "волшебные" атрибуты, дети требуют рюкзаков и тетрадок с тематическими картинками. То, что случается вокруг "Поттера", давно уже стало куда более интересным, чем сам продукт. Многотысячные очереди на кастинг для новых персонажей, многостраничные фанфики о приключениях всех героев, которым Роулинг не уделила достаточного внимания (отдельная ветвь жанра - эротические романы с участием профессора Снейпа), многомиллионные затраты на спецэффекты и еще большие - на предотвращение кражи манускрипта новой книги или пленки с новым фильмом.

Если все же постараться сдержаться и не упоминать книгу, расклад выглядит так. Пятый фильм из цикла о Гарри Поттере рассказывает о переломном моменте в истории взросления маленьких магов и переломном моменте в жизни волшебного мира. Зло в обличье Волдеморта (Ральф Файнс) вернулось в мир, и теперь все, чему учат в школе магии, должно быть направлено на противостояние ему. Но, кажется, уже слишком поздно: зло проникло в Хогвартс под маской нового профессора Долорес Амбридж (по-настоящему пугающая Имельда Стонтон, главный успех фильма), а Волдеморт проник в душу Гарри. Драма пубертатного периода этим не исчерпывается - Гарри Поттер впервые влюблен, и именно в пятой части добивается взаимности от прекрасной Чо, но его избранница оказывается предательницей, как в каком-нибудь фильме нуар.

Это сравнение не натяжка по отношению к "Ордену Феникса". "Гарри Поттер" больше не страшная сказка, начатая шесть лет назад Крисом Коламбусом. Вместе с актерами, изображающими Гарри, Рона и Гермиону, взрослели зрители сериала, и теперь им показывают драму, приправленную спецэффектами - полетом на метлах, экипажами, которые тянут по воздуху невидимые кони, фокусами и трюками из рукава режиссера. Им в этот раз стал до того работавший на телевидении Дэвид Йейтс, самая известная работа которого - трогательная мелодрама из жизни британского политика "Девушка в кафе" (2005) с Биллом Найи в главной роли. Его меньше всех можно подозревать в сравнении фильма с книгой: до начала съемок он вообще не читал романов Роулинг. Видимо, поэтому самую толстую – в девятьсот страниц – книгу эпопеи он смог превратить в самый короткий фильм (138 минут против 161 в картине "Гарри Поттер и тайная комната"). При этом Йейтс смог рассказать связную историю с запоминающимися персонажами и завораживающей атмосферой. Пятый фильм сильнее всех прочих по актерскому составу - мало того, что Дэниел Рэдклифф наконец научился изображать на лице мало-мальски разнообразные эмоции и заметно возросло мастерство рыжеволосого Руперта Грина (он первым, и очень успешно, вырвался из пут поттерианы в "Уроках вождения"), их поддерживают "взрослые" актеры. Хотя Ральфа Файнса почти не видно за сильным гримом Волдеморта, душу греет сам факт его присутствия на экране. На помощь силам зла в "Ордене Феникса" пришла и Хелена Бонэм Картер в феерическом образе Белатрикс Лестрендж. Силы добра в этом смысле проигрывают - Гэри Олдман, играющий Сириуса Блэка, получает слишком мало для актера его талантов времени, как и Мэгги Смит. Зато Майкл Гэмбон, сменивший на посту директора Хогвартса своего покойного друга Ричарда Харриса, наконец начал сживаться с образом, в котором ему осталось пребывать еще один фильм, до печальной кончины в финале "Гарри Поттера и принца-полукровки". Его, как было объявлено, тоже будет снимать Дэвид Йейтс.

Лучшее суждение о Роулинг как писателе - то, что все больше всего боятся раньше времени узнать финал последней книги поттерианы, которая выходит 21 июля. К счастью, кино избавлено хотя бы от такого ажиотажа: все ключевые моменты сюжета известны, список жертв давно оглашен, и мелкие спойлеры о спецэффектах и актерской игре беспрепятственно расходятся по Сети. Несмотря на это, каждый новый "Поттер" почти обязателен к просмотру не только для фанатов книги, но и для родителей, детей, жен, мужей и прочих жертв. Магия "Ордена Феникса" этим не ограничивается - вечерний показ в день премьеры в "Пушкинском" был заранее выкуплен для корпоративного просмотра "Сити-банком".

От редакции: те зрители, что не поленятся и посетят кинотеатр IMAX, который находится в "Рамсторе" на Ленинградском шоссе, смогут насладиться 20-минутной сценой финальной битвы в формате 3D. Зрелище это поистине впечатляющее. На экране высотой с семиэтажный дом герои в буквальном смысле слова "оживут", и публика будет вовлечена в историю таким образом, что можно будет прикоснуться рукой к персонажам. Поверьте, тем, кто ни разу не видел такого изображения в специальных очках, особенно детям, подобный эффект покажется абсолютно волшебным, это нами уже протестировано на собственных чадах. Не поленитесь, не так уж много эпизодов блокба$теров подобного уровня (вернее сказать, их почти нет) можно увидеть в трех измерениях, и даже ради одной, но огромной сцены в "Поттере-5" стоит воспользоваться предоставившейся возможностью.

Выбор читателей