Чиновники погрузили под воду целый район

Экстренный сброс воды в реку Зею стал причиной наводнения, уже затопившего несколько сел Амурской области и угрожающего превратиться в региональную катастрофу с тысячами пострадавших




Человеческий фактор в очередной раз стал причиной локального бедствия, угрожающего превратиться в региональную катастрофу. Глава МЧС Сергей Шойгу не видит иного объяснения причинам наводнения, из-за которого пострадали уже два района Амурской области. Объявлено чрезвычайное положение, спасатели эвакуируют целые деревни и опасаются худшего: дожди, заставившие специалистов Зейской ГЭС начать экстренный сброс воды из водохранилища в реку Зею, не собираются прекращаться.

Скорость сброса воды сейчас достигает 5 тыс. кубометров в секунду при допускаемом объеме в 2 тыс. 750 кубометров. Сейчас плотина больше напоминает Ниагарский водопад: огромные массы воды с шумом вырываются из створок и обрушиваются вниз. Однако даже при таком объеме уровень воды в водохранилище остается опасным - 318,6 сантиметра. Еще 7 мм - и будет достигнута критическая отметка.

Наводнение приняло угрожающие масштабы. Под водой оказались шесть населенных пунктов. В Овсянке затопило всю островную часть и заливает береговую. Александровку отрезало от большой земли. Село Алгач поднявшаяся река разделила на две части, накрыв связывающие их мосты. Из опасной зоны эвакуированы около 300 человек. Терпит бедствие и районный центр - город Зея. Здесь вода медленно, но верно наступает на одноэтажные окраины. Она уже затопила 20 двухквартирных домов и оставила город без питьевой воды, разорвав водовод. Следующими могут стать трубы очистных сооружения, канализационные сети и электростанция. "При катастрофическом сбросе у нас под затопление может попасть вся нижняя часть города", - опасается городской глава Дмитрий Булдин. Люди в панике: срочно скупают продукты, спички уже стали дефицитом, из заправок выкачали весь бензин.

Однако администрация Зейского района удивительно спокойна. "Мы делаем все возможное. Ситуация за пределы критической не выйдет", - заявляют чиновники. Между тем, если проливные дожди не прекратятся, руководство ГЭС вынуждено будет увеличить объем холостого спуска до 7 тыс. кубометров в секунду. Тогда в зону затопления попадут 15 населенных пунктов с населением в восемь тысяч человек.

Привыкший разгребать последствия чиновничьего недосмотра Сергей Шойгу заявляет местным управленцам, что "делать все возможное" надо было раньше, пока ситуация не вышла из-под контроля. "Мы имеем дело с проблемой, которую создали сами. Это рукотворное наводнение", - считает министр. Начали бы спускать понемногу воду месяцем раньше, помня, что "снизу тоже живут люди", - вмешательства МЧС не понадобилось бы. Упустили момент - и результат налицо: сейчас с последствиями потопа борются 350 спасателей и 162 единицы техники, к ним спешит подкрепление из Благовещенска и Хабаровска.

И это при том, что нынешняя ситуация с точностью повторяет прошлогоднее наводнение, также произошедшее после экстренного сброса воды, правда, с меньшими последствиями - тогда затопило только часть Овсянки, да и то лишь ту, где строить вообще было запрещено. "Сейчас масштаб бедствия намного серьезнее, - оценивает происходящее прокурор отдела по надзору за федеральным законодательством прокуратуры Амурской области Наталья Пинегина. - Под угрозой затопления оказались те села, которые не находятся на "запрещенной" территории. Поэтому, если в ходе проверки будут выявлены нарушения, вопрос будет решаться по-другому". С кого спрашивать, указал Шойгу - с зейских чиновников и руководства ГЭС.

Выбор читателей