Приматы присвоили чисто человеческую игру

Шотландские ученые пришли к выводу, что орангутанги целенаправленно модифицируют или повторяют подаваемые ими сигналы, когда хотят быть понятыми собратьями. По словам исследователей, это похоже на игру в шарады




Изучая поведение человекообразных обезьян, современные исследователи все чаще приходят к выводу, что грань между людьми и приматами весьма тонка. Лишнее тому подтверждение получили специалисты из шотландского университета Сент-Эндрюс, заинтересовавшиеся тем, насколько гибко общение орангутангов и чем оно похоже на человеческую коммуникацию.

Чтобы ответить на этот вопрос, ученые провели эксперимент, в ходе которого шести обезьянам из двух зоопарков предлагали либо лакомство - например, бананы - либо "скучную" пищу (сельдерей или лук-порей). Столкнувшись с таким выбором, орангутанги начинали активно жестикулировать, дабы привлечь внимание кормящего и "выклянчить" у него вожделенный десерт. Однако в результате получали либо лакомство, либо обычную еду, либо половину банана.

"Когда орангутанг получал то, что хотел, это, в общем-то, был конец представления, - рассказывает на страницах журнала Current Biology психолог-эволюционист Ричард Бирн, принимавший участие в исследовании. - Но если кормящий делал вид, что не понял жеста и давал не ту еду, обезьяны отказывались от прежней жестикуляции и переходили на другие жесты. Когда же кормящий "наполовину" понимал орангутанга и давал ему не все лакомство, орангутанги повторяли те же самые жесты, которые использовали до этого, но с гораздо большим энтузиазмом".

И действительно, зачем есть горький лук, если есть возможность полакомиться сладким бананом? Орангутанги это, безусловно, понимают: как показал эксперимент, чтобы добиться желаемого, они целенаправленно меняют или повторяют сигналы, когда хотят, чтобы их поняли. Подобные модификации, по словам Бирна, напоминают игру в шарады. "Часть этой способности состоит в том, чтобы максимально ясно выражать свои желания при помощи мимики и жестов, но при этом приходится обращать внимание и на публику, которая воспринимает эти жесты, и подстраивать свои действия под реакцию, - отмечает профессор. - Другими словами, орангутанги демонстрировали способность принимать во внимание знание, незнание или частичное знание смотрителя и реагировать на это соответствующим образом".

По мнению специалистов, аналогичной способностью обладают все человекообразные обезьяны, поскольку орангутанги являются самыми дальними родственниками человека из этой группы животных. А это значит, что подобный навык мог развиться у них миллионы лет тому назад, считают ученые.

Выбор читателей