Касьянов стал первым среди последних

На "праймериз" по выдвижению единого кандидата в президенты от оппозиции пока лидирует Михаил Касьянов. Между тем реально его готовы поддержать не более двух процентов электората




Затея с "праймериз" по выдвижению единого кандидата от оппозиции на президентских выборах-2008, утвержденная на июльской конференции "Другой России", сильно напоминает бородатый анекдот с моралью "не догоню – так хоть согреюсь". Связь между электоральной поддержкой потенциальных кандидатов и их "внутренним рейтингом" (который и призвано выявить вышеназванное мероприятие) отсутствует полностью. Всем понятно, что нынешние игрища в силу своей абсолютной бесперспективности выльются в следующем году максимум в два процента реальной поддержки, однако борьба ведется по всем законам жанра. До конца сентября кандидатов выдвигают региональные конференции ДР, а затем, по замыслу организаторов, Всероссийская ассамблея определит самого достойного. Конференции должны пройти более чем в 40 регионах.

Пока что по результатам конференций лидирует предводитель НДС Михаил Касьянов: например, вчера он заручился поддержкой красноярских и ярославских "борцов с режимом". В ходе "праймериз" за него проголосовали почти 69% в Красноярске и подавляющее большинство в Ярославле. Таким образом, со счетом 6:2 экс-премьер опережает ближайшего конкурента, лидера ОГФ Гарри Каспарова. Тому удалось обскакать Касьянова в Астрахани и Кургане, зато Михаила Михайловича признали лучшим из лучших еще во Владимирской, Воронежской и Псковской областях, а также в Ставропольском крае.

Вся эта мышиная возня сопровождается набившими оскомину тезисами из серии "в единстве наша сила". Сила – это полсотни человек, не поленившихся прибыть на подобное мероприятие, и список из пяти - шести фамилий, вроде экс-главы Центробанка Виктора Геращенко, диссидента Владимира Буковского, лидера "Яблока " Григория Явлинского и Эдуарда Лимонова. Не считая Касьянова с Каспаровым. (К слову, в Кургане Каспаров победил лишь потому, что фамилии его основного соперника вообще не оказалось в списках). О чем, например, может свидетельствовать ярославская конференция, в которой участвовало 42 человека, причем 25 проголосовали за Касьянова, а шестеро - за Геращенко? Или "праймериз" в Кургане, в которых участников было вдвое меньше? Результаты конференции на Ставрополье вообще не были утверждены федеральным оргкомитетом из-за низкой явки участников (присутствовал всего 21 человек), чего, по мнению организаторов, недостаточно для выявления существующих тенденций.

Все это говорит о том, что выбирать не только не из кого и незачем, но и, главное, некому. По логике вещей, во всей этой истории прямо сейчас можно смело ставить жирную точку, но не тут-то было. Оппозиция намерена доказать, что есть еще порох в пороховницах, а ее кандидат, пусть и с ничтожно низким рейтингом, непременно разбудит народные массы. Когда-нибудь. Пусть даже не в этой жизни. Эдуард Лимонов грозится отправиться после "праймериз" со списком в ЦИК, потребовать его регистрации, а в случае неминуемого отказа "не садиться играть с шулером, а перевернуть к чертовой матери стол!" – иначе говоря, расширять протестные марши несогласных и "строить параллельную демократию". Еще демократическое меньшинство - в расчете на лучшие времена - собирается создать в России параллельные органы власти. Ну а пока что одни честно отрабатывают вложенные инвестиции, другие черпают адреналин, преодолевая кордоны милиции из двух человек, не пускающих несогласных на место очередной сходки. Какое-никакое, а подобие жизни.

Системная оппозиция – например, коммунисты (чей вожак Зюганов, кстати, тоже намерен участвовать в президентских выборах) за активностью внесистемщиков наблюдает без особого воодушевления, поясняя, что "другороссы" совсем не вписываются в образ честных, ответственных и некоррумпированных политиков, способных привлечь население. По мнению представителей Компартии, ДР не умеет работать с электоратом, на ее митинги выходит несколько десятков человек, да и особой социальной базы для оппозиционных настроений сегодня нет.

Кстати, о рейтингах. Согласно июльским данным Ромир, если бы выборы проходили летом, новым президентом РФ мог бы стать Дмитрий Медведев (18% опрошенных), второе место осталось бы за Сергеем Ивановым (14%), замкнули бы тройку лидеров Владимир Жириновский и Сергей Шойгу (по 9% на брата), лидеру коммунистов Геннадию Зюганову поверят лишь 6% участников исследования, а вот за Касьянова стоят все те же символические для него 2%.

Политтехнолог Станислав Белковский искренне верит в то, что и с таким рейтингом вполне можно перевернуть мир – важно не количество, а качество этих самых двух процентов. Упрекнуть оппозицию в нездоровом оптимизме сложно: ведь, по сути, это единственное, что ей теперь осталось.

Выбор читателей