Путин вынул из рукава козырного туза

Политологи анализируют возможные сценарии, по которым будет разыграна карта с отставкой Фрадкова и кандидатурой нового премьера. Варианты развития событий предлагаются самые экзотические




Вчерашние кадровые решения Путина поставили большинство экспертов и аналитиков в откровенно дурацкое положение: всю первую половину дня они обсуждали премьерские перспективы Сергея Иванова, а затем были вынуждены объяснять, почему ожидаемого всеми назначения не случилось.

В том, что правительство ближе к выборам "уйдут", мало кто сомневался. В предвыборном контексте сей шаг был абсолютно неизбежен: одних нужно наказать, списав на них все грехи, других - вывести из-под удара критики. Так что вчерашние события никого бы особенно не удивили. Однако накануне некоторые СМИ со ссылкой на осведомленные источники сообщили о том, что замена Фрадкову уже найдена, и станет премьером не кто иной, как Сергей Иванов. Соответствующий указ якобы подготовлен, и Путин подпишет его в эфире центральных телеканалов во время прямого включения из Кремля 12 - 13 сентября.

Если следовать этой схеме, Иванов автоматически становился двойным преемником: практически все комментаторы, за редким исключением, утверждали, что пост премьера может занять только будущий президент страны. После назначения Иванов должен был возглавить список "Единой России", которая набрала бы в декабре 45%, а сам он в марте 2008 г. - 55%.

На фоне этих откровений известие о выдвижении кандидатуры Зубкова прозвучало для многих наблюдателей как гром среди ясного неба. Коммунисты назвали решение президента "некорректным". "Решения подобного уровня должны вызревать и напрашиваться, быть логичными и понятными, а не производить эффект взорвавшейся бомбы. Нелепая ситуация, когда вся политическая элита вынуждена искать хоть какие-то сведения о человеке, которого в кратчайшие сроки планируют утвердить вторым человеком страны", - заявил первый зампред ЦК КПРФ, депутат Госдумы Иван Мельников. Кстати, незадолго до этого Зюганов, как и большинство комментаторов, успел выразить полную уверенность том, что Фрадкова сменит именно "кандидат в президенты Иванов". Политик напомнил о выступлении последнего на недавнем экономическом форуме в Петербурге: "Такие выступления обычно произносит либо президент, либо премьер-министр". Впрочем, перебирая кандидатуры, Геннадий Андреевич также не исключил вероятности назначения руководителя Администрации президента РФ Сергея Собянина, главы ОАО "РЖД" Владимира Якунина, а также вице-премьера правительства РФ Сергея Нарышкина.

Все эти фамилии вчера всплывали регулярно, но по сравнению с Ивановым - с гораздо меньшей долей вероятности попадания на высокий пост. Возникает ряд вопросов: кто и зачем "подставил" потенциального преемника? И была ли, собственно, "подстава", либо речь идет о еще более запутанной комбинации, конечная цель которой пока не до конца очевидна. Возможно, внимание общественности вчерашним маневром отвлекается от истинного кандидата, который до поры должен оставаться в тени. "Было два сценария: назначение премьера, который раскручивается и идет в президенты, либо назначение "промежуточного" премьера. Зубков - это временный вариант, затем Путин перейдет к выдвижению на посты и президента, и премьера равновеликих фигур - например, Иванова и Нарышкина. Так что час икс - это смена Зубкова на премьерском посту", - заявил "Yтру" директор Агентства политических и экономических коммуникаций политолог Дмитрий Орлов.

По мнению эксперта, Путину совершенно не обязательно было воспроизводить логику команды Ельцина 1999 г. ("эта логика хороша для слабого президента, каковым Путин не является"), и он не стал этого делать. "Зубков имеет имидж контролера. Его назначение связано с инвентаризацией ситуации в стране накануне избирательного цикла. Главный мотив этих событий обозначен самим Фрадковым: дать президенту в этот период свободу в принятии решений. Но принципиальное решение о замене Зубкова было бы неплохо принять до 2 декабря, поскольку до президентских выборов остается четыре месяца, то есть минимальный срок", - отметил политолог.

Назначать Иванова премьером сейчас было бы недальновидно: это привело бы к досрочной концентрации ресурсов вокруг однозначно воспринятого обществом и элитами преемника, считает Орлов. Путин же, как известно, совсем не спешит оказаться в роли "хромой утки". "Президент будет создавать дисперсную систему не с одним центром - точнее, систему с таким центром, которым окажется он сам. В этой связи ему и потребуется одновременное выдвижение премьера и преемника", - отметил директор Агентства политических и экономических коммуникаций.

Что касается Медведева - он, по мнению аналитика, выпал из обоймы деятелей, которые могут рассчитывать на судьбоносные посты. А вот списывать со счетов Фрадкова не стоит: вполне возможно, что внимание общественности отвлекают вовсе не от Иванова. "Я не стал бы исключать Фрадкова в качестве кандидата в преемники, но понимая преемника как фигуру техническую. Кстати, не следует забывать о том, что положительно к Фрадкову относятся 40% населения. Путин может принять решение в последний момент, и каким оно будет - станет ясно в декабре. Но как вполне реалистичные варианты я рассматриваю Иванова, Фрадкова и Нарышкина", - отметил Орлов.

Мнение о том, что Зубков - фигура временная, разделяет и президент фонда "Экспертиза" Марк Урнов. "С одной стороны, в силу специфики своей деятельности этот человек все про всех знает, но не принадлежит ни к одной группе. И это для всех приемлемо. С другой стороны, вероятно, что никакого решения в Кремле еще не принято, и глава КФМ станет некой промежуточной фигурой", - считает он.

Зубков - отнюдь не кандидат в преемники, полагает, свою очередь, зампред федерального политсовета СПС Леонид Гозман: "Не исключено, что все ошибались, и преемником будет не тот, кого назначат премьером. Господин Зубков мало известен не только обществу, - у нас это неважно. Но он не так, как, например, Сергей Иванов и Дмитрий Медведев, известен элитам. А ведь задача президента - консолидировать элиты". Того же мнения и вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин: "Если состав правительства не изменится полностью, то шансы Зубкова стать преемником небольшие".

Между тем Фрадков уже пообещал, что ключевые члены Кабинета министров, скорее всего, останутся на своих постах и в новом правительстве, которое "обеспечит преемственность курса". Заместитель секретаря президиума генсовета партии "Единая Россия" Валерий Рязанский также полагает, что "многие члены правительства продолжат свою работу".

При этом некоторые наблюдатели уверены в том, что "утки" про Иванова-премьера были накануне запущены не кем иным, как Станиславом Белковским, сотрудничающим со "Справедливой Россией". Та не заинтересована ни в выдвижении Иванова, ни в его лидерстве. Разочарование в шансах Иванова - если придерживаться некоторых вышеозвученных версий - продлится недолго, но в условиях избирательной кампании любая мелкая пакость такого рода заказчикам как бальзам на душу.

Директор Института национальной стратегии Станислав Белковский эти слухи категорически опровергает и утверждает, что "слив" организовал не он, а один из небезызвестных деятелей кремлевской администрации. В целом же политолог расценивает вчерашние события как "великое аппаратное унижение Иванова, поскольку до вечера все были уверены в том, что он - премьер". "Путин же в присущей ему манере всех дезинформировал и неожиданно вынул из кармана козырного туза", - заявил Белковский "Yтру".

Почему выбор пал на Зубкова, Белковскому понятно: "У Путина было пять учителей: Собчак, Ельцин, Березовский, Абрамович и Зубков. Первые четверо премьерами быть не могут, и Путин выбрал единственного оставшегося. Еще 15 лет назад Зубков учил Путина азам бюрократического искусства. Зубков - это мощный старик, настоящий мудрец, которому Путин доверяет. Зубков равноудален от основных групп влияния в окружении президента и равно устраивает всех. Он однозначно является более компромиссной фигурой, чем Иванов или Медведев, которые вызывали у определенных личностей волну ненависти, кроме того, опытный администратор". Шансы стать преемником у Зубкова есть, но не однозначные: "Может, он станет преемником, а может, премьером при преемнике. Но лично я не вижу другой должности, помимо премьерской, с которой человек мог бы идти на президентский пост. Так или иначе, у Путина еще есть в запасе три месяца, чтобы принять решение".

Версию о том, что на самом деле в преемники готовят Фрадкова, Белковский не разделяет: "Напротив, вчера Путин развеял опасения, что главой государства станет Фрадков, который имеет устойчивое аппаратное прозвище "Винни-Пух". Выявленные ВЦИОМ 40% доверия - это рейтинг доверия Винни-Пуха, а не Фрадкова. Если бы он еще правительственные заседания голосом этого персонажа вел - имел бы все 60%".

Также директор Института национальной стратегии не согласен с мнением о том, что Зубков продержится на своем посту недолго. "Путин не собирается менять премьеров. Если уже не назначил Иванова сейчас - сложно предположить, что вернет его впоследствии. Это сторонники Иванова так считают, чтобы подсластить пилюлю. Иванов останется первым вице-премьером".

Безусловно, многие наблюдатели задаются вопросом о том, кто возглавит список ЕР на предстоящих думских выборах, остается ли такой шанс у Иванова и вообще следует ли увязывать первый номер с неминуемым "преемничеством". "Первый номер ЕР и преемник - не одно и то же. Преемник - это царь, и потому не может быть партийным. Его избиратели присутствуют во всех партиях, так что преемник не возглавит ни одну из партий. А список ЕР возглавит Грызлов", - утверждает Белковский.

Отставка правительства – это первый шаг в реформе системы власти, суть которой сводится к переходу от лидерского типа управления страной к коллективному руководству, считает, в свою очередь, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. По его словам, "не факт, что человек, назначенный председателем правительства, в итоге станет преемником. Преемник будет коллективный, и голосование в марте 2008 г. будет за пакет, в который войдут президент, премьер-министр, ключевые министры и главы естественных монополий".

Так что на правительстве и его председателе свет клином не сходится: возможно усиление роли Совета безопасности и его руководителя. "Можно прогнозировать и дальнейшие шаги Путина по созданию системы сдержек и противовесов. Вероятно, произойдут изменения в руководстве крупных госкорпораций. В период с марта по май, после выборов президента и до момента, как Путин передаст свои полномочия преемнику, будут отправлены в отставку порядка 20 губернаторов, в основном ельцинского призыва, и на их места придут люди, ориентированные лично на Путина", - предположил эксперт. Кроме того, по прогнозам Минченко, в 2008 - 2009 гг. последует ряд решений, направленных на то, чтобы сохранить коллективный характер руководства и влияние лично Путина на ситуацию в стране, - конституционная реформа, а в 2010 г. - досрочные выборы в Государственную думу и прямые выборы членов Совета Федерации.

Выбор читателей