Жириновский завел себе мини-Путина

Неожиданный для политического бомонда тандем Луговой - Жириновский во многом напоминает отношения в паре Ельцин - Путин. Даже риторика бывшего чекиста копирует крылатые фразы нынешнего президента


ФОТО: AP



Решение Андрея Лугового стать вторым в избирательном списке ЛДПР, ставшее чуть ли не главной новостью понедельника, может реально повлиять на электоральные возможности этой партии, подтянув к ней часть неприязненно относящегося к Западу населения. Ведь бывший офицер ФСБ, известный публике в связи со скандальным делом Литвиненко, успешно прошел кастинг на роль разоблачителя антироссийского заговора еще в мае этого года.

Тогда в ходе пресс-конференции, данной российским журналистам, Луговой рассказал много интересного об отношениях Бориса Березовского и его окружения с английскими спецслужбами и, надо признать, делал это вдохновенно и вполне убедительно. В целом же создавалось впечатление, что Луговой громко, на всю страну сказал то, что по дипломатическим соображениям не могли позволить себе официальные лица. Ранее эту роль частенько играл Жириновский, которому сходили с рук даже такие эпизоды, как обнародование видеозаписи с гневными, а местами и нецензурными высказываниями в адрес США накануне начала военной операции в Ираке.

Подобные выходки позволяют говорить о специфической роли лидера ЛДПР, известного своей способностью доводить до логического конца любую, даже самую политкорректную мысль и высказывать именно то, о чем думают, но никогда не скажут люди, находящиеся на вершине власти. Жириновский занимает эту нишу и сегодня, о чем, в частности, свидетельствует его последнее выступление. Не далее как в минувший понедельник, расхаживая с указкой вокруг карты, он прочитал делегатам съезда ЛДПР лекцию об основах геополитики, дополненную экскурсом в историю Британской империи, которая, в его интерпретации, на протяжении многих веков остается антиподом и главным врагом России.

Справедливости ради стоит отметить, что эти рассуждения хорошо согласуются с основными тезисами книг Жириновского, изданным еще в начале его политической карьеры. Речь, в частности, шла об угрозе с Юга, о кризисных явлениях в американском обществе, о неуемных амбициях США и так далее. В начале 1990-х подобные геополитические выкладки шокировали восхищенно смотревшую на Запад публику, но сегодня большинство из них уже превратилось в очевидные для многих банальности.

Никто не станет спорить, что столь откровенный и эпатирующий ньюсмейкинг временами может быть очень полезен власти. Тем не менее в последние месяцы не утихали разговоры о скором закате карьеры Жириновского, подкрепленные рассуждениями о том, что ЛДПР выполнила свою миссию и власть больше не нуждается в подобной фигуре. В сухом остатке получалось, что Жириновский уже в ближайшее время будет тем или иным способом выдавлен с политической сцены: либо его партия попросту не пройдет в новую Думу, либо, с трудом преодолев избирательный барьер, тихо скончается в течение следующих четырех лет.

В подтверждение приводились данные социологов, согласно которым рейтинг ЛДПР балансирует в районе 7%. Картину агонии либеральных демократов усугубил скандал, спровоцированный уходом из партии Алексея Митрофанова. И пока комментаторы, махнув рукой на ставшего неперспективным Жириновского, взахлеб обсуждали московские и региональные конфликты вокруг партийных списков, в Первопрестольной разыгрывалась новая интрига.

Пару недель назад Алексей Луговой дал еще одну пресс-конференцию, на этот раз для зарубежных журналистов, в ходе которой связал убийство Анны Политковской с делом Литвиненко и замыслом устранения еще одной журналистки - Елены Трегубовой. В январе нечто подобное говорил и помощник президента Игорь Шувалов. Но, как уже отмечалось, официальные лица не могут позволить себе по несколько раз повторять бездоказательные е версии, а являющийся частным лицом Луговой - может. Более того, являясь бывшим офицером ФСБ, он как бы наделен правом выступать в роли эксперта.

Таким образом, тандем Луговой - Жириновский выглядит вполне логичным с точки зрения продвижения в массы "правильной" точки зрения по многим актуальным проблемам. Жириновский объяснит все с позиции мировой истории и геополитики, а Луговой позволит заглянуть на внутреннюю кухню спецслужб. Ведь сегодня мало кто сомневается, что дело не ограничится скандалами вокруг убийства Политковской и Литвиненко. На днях президент Франции Николя Саркози заявил, что пора готовиться в войне с Ираном, да и наши выборы вряд ли обойдутся без попыток каких-нибудь провокаций.

Одному Жириновскому, человеку, прямо скажем, уже пожилому, со всеми проблемами не управиться. Да и народ несколько подустал от его манер и однозначной ангажированности. А появление в этой нише моложавого, подтянутого Лугового, который одновременно является и предпринимателем, и бывшим сотрудником спецслужб, влечет за собой и новый тренд: эдакий дистанцирующийся от власти, вполне либеральный патриотизм. В общем, можно сказать, что дуэт Жириновский - Луговой отчасти напоминает отношения Ельцин - Путин, подтверждением чего является весь облик Лугового, хорошо вписанный в нынешние реалии "времени офицера".

Об этом, в частности, свидетельствуют и высказывания самого Лугового: "Я не отношу себя к пылким сторонникам Путина, и на это у меня есть свои личные причины, о которых многие догадываются. Но меня учили Родину защищать, а не предавать". Вот так: коротко, четко и ясно. Или нарочито грубое обращение к британским спецслужбам, стилистически вполне согласующееся с тем, как периодически изъясняется Владимир Путин. Президент говорит о "ковыряющих в носу" чиновниках, Луговой - о спецслужбах, которые "хлопают ушами и стучат себя по ляжкам".

Интересно, что суть этого нового, напрямую адресованного населению тренда, сразу же почувствовали в Лондоне, чего не скажешь о российских комментаторах, ударившихся в рассуждения о депутатской неприкосновенности, которая якобы нужна Луговому. То же самое можно сказать о маниакальной сосредоточенности на денежных вопросах. Дескать, Луговой хочет купить место в списке ЛДПР за деньги, которые он собирается отсудить у "Коммерсанта" за то, что в одной из публикаций этого издания Литвиненко был назван его жертвой.

Столь же сомнительными выглядят попытки представить союз Лугового и Жириновского как личную инициативу лидера ЛДПР, пытающегося спасти свою умирающую партию. Скорее придется согласиться с британской Times, которая считает, что выдвижение бывшего чекиста в публичную политику является проектом Кремля. Или, добавим от себя, одной из его башен. Ведь все давно знаю: что у высших элит на уме, то у первых лиц ЛДПР на языке.

Выбор читателей