Миронова обсчитали на входе

Очередной предвыборный социологический замер показал, что в Госдуму уверенно проходят только две партии – "Единая Россия" и КПРФ. Показатели ЛДПР и "Справедливой России" оказались ниже необходимых семи процентов




Согласно последнему опросу Аналитического центра Юрия Левады*, если бы выборы состоялись сегодня, 7%-й барьер преодолели бы только две политические партии – "Единая Россия" с 68% и КПРФ с 15%. По сравнению с прошлым месяцем процент сторонников ЕР увеличился на 13%, КПРФ – сократился на 5%. При этом доля поклонников Жириновского критическим образом снизилась с 11% до 6%, а "Справедливой России" – с 7 до 5%. Из остальных партий никто не набирает более 1% голосов.

В связи с решением Путина возглавить избирательный список ЕР прирост числа ее сторонников отмечает и ВЦИОМ, хотя цифры менее значительны (с 48% в конце сентября до 54% 6 - 7 октября). Что, впрочем, является историческим максимумом с момента создания партии и дает политологам основания утверждать: остальные игроки (за исключением все той же КПРФ) оказались в существенной зоне риска.

"Ожидается приближение единороссов к рейтингу Путина, но не полное. Это означает, что 60% "Единая Россия" получит", – считает гендиректор Центра политических исследований, политолог Игорь Бунин. По его словам, шанс преодолеть 7%-й барьер остается только у "абсолютно идеологической партии" вроде КПРФ, которой светит 10 - 12% голосов. СПС надеяться не на что, как и остальным: после путинского решения СР и ЛДПР выступают на выборах "без всякой гарантии".

"Что касается тех партий, которые потерпят поражение, то речь идет, прежде всего, о "Справедливой России", потому что она позиционировала себя как партия справедливого Путина. И то, что Путин возглавляет список другой партии, означает, что позиция "Справедливой России" рассыпалась в прах. Ее электоральный результат будет существенно ослаблен. Если раньше, как я предполагал, она могла набрать до 15% голосов, то теперь она едва-едва пройдет в Госдуму", – считает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. По его прогнозу, те, кто пришел в СР поддерживать Путина, теперь покинут ее. "Существенная часть региональных политиков, полагающих "Справедливую Россию" конкурентом "Единой", также уйдут. Конкурент – равновесный игрок, а СР изначально не была равновесной. СР была во многом ограничителем успеха ЕР, а теперь, очевидно, таковым выступит КПРФ", – заявил эксперт "Росбалту".

Тем не менее единороссам расслабляться рано. Мнения о том, что может повлиять на снижение их рейтинга, расходятся. Орлов уверен: эти факторы находятся в экстремальной зоне, то есть практически равны нулю. Маловероятны, например, обвинения в коррупции в отношении ведущих партийных деятелей с трансляцией всеми ведущими каналами или отсутствие возможности донести свою программу до избирателей.

Руководитель департамента аналитики Центра коммуникативных технологий "Пропаганда" Ирина Цурина, со своей стороны, предвидит проблемы ЕР лишь в том случае, если новыми поклонниками неожиданно обзаведется Зюганов: "значительная часть избирателей, которые понимают, что больше голосовать не за кого, при том что они никогда не голосовали за КПРФ, пойдут голосовать за эту партию". Тогда коммунисты наберут порядка 20%.

Однако самым серьезным осложнением представляется фактор апатии избирателей: уверенные в победе ЕР, они могут просто не пойти на выборы, считает первый замдиректора Института стран СНГ Владимир Романенко.

Так или иначе, предсказанный аналитиками полгода назад расклад сил существенно меняется. И складывается явно не в пользу Миронова, амбициозно обещавшего подвинуть коммунистов, а затем и саму "Единую Россию". Федеральная первая тройка СР и без Путина во главе конкурирующей фирмы выглядела довольно убого, а теперь и вовсе померкла. Кстати, слухи о том, что третий номер списка – писателя Шаргунова – "эсэры" планируют заменить на кого-то из состава региональных групп, Миронов вчера опроверг, назвав "клеветническими". (Член Центризбиркома РФ Игорь Федоров на днях отметил, что это было бы проблематично и с точки зрения закона). Кроме того, очевидно: отыскать в загашнике равновеликую Путину фигуру Миронов не смог бы при всем желании, такой фигуры у него не могло оказаться по определению.

Планы лидера "эсэров" "разбить формирующуюся монополию власти и укрепить в стране двухпартийную систему", объявив "путинский призыв" в СР, в этом контексте выглядят и вовсе смехотворно. Равно как и противоречащие друг другу попытки играть на выдвижении Путина в 2012 г. от СР, с одной стороны, и демонстрация независимости от президента – с другой. Комментируя на днях список ЕР, Миронов дал понять: на Путине свет клином не сошелся, "Справедливая Россия" не может умереть от решения одного человека, даже если этот человек – президент". И, похоже, сильно ошибся.

Все, что теперь ему остается, – это привычно твердить об объединении левых сил после выборов. Сейчас СР, по словам Миронова, находится в стадии соответствующих переговоров (это же говорилось и полгода назад), а далее может рассчитывать на пополнение, в том числе, и за счет рядовых членов КПРФ. Однако версия о том, что коммунисты, твердо занимающие по всем опросам второе место, или их сторонники вдруг кинутся в ноги партии, которой вообще может не оказаться в Думе, пока выглядит, мягко говоря, не убедительно.

В идеологическом плане у СР тоже все шатко: постулат в виде поддержки Путина с треском провалился, а "социализм версии 3.0", обещанный Мироновым на съезде, проглядывает из-под руин все менее внятно. От Миронова уходят "родинцы" и "пенсионеры" – то есть представители партий, содержавших некогда, в отличие от РПЖ, более или менее близкую избирателю идеологию. Лидер СЕПР Василий Шестаков (примкнувший к СР невзирая на то, что на заре партстроительства сами "мироновцы" подозревали его в "спойлерском" заговоре с Сурковым) поясняет: СР будет защищать интересы малоимущих. Однако, судя по опубликованным спискам, от партии, позиционирующей себя социалистической, идут не последние представители крупных бизнес-структур. Почти половину борцов за справедливость представляют региональные бизнес-элиты (гендиректор ООО "Химресурс" Абдулгамид Эмиргамзаев, президент ОАО "Алтайхолод" Александр Терентьев, председатель Совета директоров Тверского городского банка Василий Урбан, совладелец компании по торговле канцтоварами "Флер" и ООО "Лазаревский дом книги" Иван Харченко, президент ЗАО "Агрофирма "Мысхако" Геннадий Кузьменков; гендиректор ЗАО "Таманьнефтегаз"Александр Меткин и т.п.).

Не то чтобы список коммунистов сплошь состоит из простых парней с черными от земли мозолистыми руками – там присутствуют и экс-менеджеры "ЮКОСа", и президент корпорации "Росагропромстрой", и коммерческий директор компании "БДМ-Агро". Но Зюганов и не скрывает готовности "сотрудничать с деловыми людьми на пути формирования правительства национальных интересов". С Мироновым несколько иначе: о том, каким образом финансовые воротилы оказывались в его региональных списках, неоднократно рассказывали те самые ушедшие от него представители "Родины" и Партии пенсионеров. Которых на стадии раскрутки "проекта" просто использовали – а затем, увеличив его "капитализацию" до достаточного уровня, отправили на свалку.

Впрочем, судя по последним данным соцопросов, разница между обиженными и обидчиками рискует оказаться не такой уж существенной.

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей