Новый вид динозавра нашли в братской могиле

Палеонтологи откопали в Аргентине фрагменты скелета древнего ящера, отличавшегося необычным строением шеи. Останки травоядного гиганта, съеденного хищниками, покоились в своеобразной братской могиле

Гигантские ящеры, безраздельно доминировавшие на нашей планете десятки миллионов лет назад и бесследно исчезнувшие с нее в результате глобального катаклизма, и в наши дни продолжают поражать воображение своими размерами и разнообразием форм. Это тем более удивительно, что большинство динозавров известно современной науке буквально по нескольким костям, и требуется все мастерство и опыт исследователей, чтобы по этим фрагментарным данным восстановить облик древнего чудовища.

Непростой задачей стала реконструкция внешнего вида одного из самых гигантских ящеров, когда-либо ходивших по Земле. Речь идет о Futalognkosaurus dukei, останки которого были в этом году найдены южноамериканскими палеонтологами при раскопках в аргентинской области Патагония. До сих пор ученым уже удавалось обнаружить разрозненные части позвоночника и бедренной кости этой гигантской рептилии, однако этого было недостаточно, чтобы доказать, что ящер относится к новому, ранее не описанному учеными виду. Обнаруженные элементы скелета шеи, форма которых отличается большим своеобразием, развеяли все сомнения.

Согласно произведенной реконструкции, рептилия являлась настоящим гигантом - 32 м в высоту. Что интересно, могучая шея динозавра была примерно такой же длины. Человек рядом с этим колоссом выглядит настоящим пигмеем. "Это один из самых гигантских динозавров, которых когда-либо носила Земля, и, пожалуй, самый хорошо изученный на сегодняшний день", - говорит Александр Келнер, сотрудник Национального музея в Рио де Жанейро. Судя по всему, он жил около 80 млн лет назад.

Между тем огромный ящер был совершенно безобидным животным и питался листьями деревьев. Именно вместе с ними его и нашли в своеобразной братской могиле: останки особи Futalognkosaurus, съеденной неизвестными хищниками десятки миллионов лет назад, были смыты дождем в реку, где и упокоились в иле вместе с костями ископаемых рыб и ветками гигантских растений. Благодаря этому получилась уникальная картина доисторической эпохи, целый новый мир, по словам Келнера.

Стоит отметить, что Патагония является, по словам ученых, настоящим кладбищем динозавров и проводящиеся здесь раскопки по мнению ученых, являются чрезвычайно многообещающими в научном плане. Однако это не единственное подобное место на планете: другое, как ни удивительно, находится на острове Свальбард архипелага Шпицберген, расположенного почти на самом Северном полюсе. Именно здесь были обнаружены кости 21 длинношеего плезиозавра, напоминающего лох-несское чудовище, и шести ихтиозавров.

Но это все - рядовые находки по сравнению с раскопанными на том же клочке суши останками морского хищника плиозавра, которого ученые уже назвали тираннозавром океана. Эта рептилия была длиной с автобус, его позвонки - диаметром с обеденную тарелку, а его голова превосходила по размерам голову самого грозного хищника древнего мира. Монстр обитал примерно 150 млн лет назад в глубоких северных морях и охотился на других морских ящеров.