Гигантские динозавры жили недалеко от столицы

Уникальная находка, сделанная при расширении автомагистрали Сан-Паулу - Бразилиа, раскрывает перед бразильскими учеными загадки доисторических ящеров, живших почти 80 млн лет назад

Его величество Случай играет в науке огромную роль, и зачастую именно он приводит к самым значительным открытиям, которые переворачивают представления человека об окружающем мире. Тому есть масса подтверждений, начиная от Колумба, по дороге в неведомые Кастильские Индии наткнувшегося на Америку, заканчивая Менделеевым, которому во сне явилась периодическая таблица химических элементов. Случайность помогла и бразильским палеонтологам, при строительстве автомагистрали открывшим крупнейшее в Южной Америке кладбище динозавров.

Останки древних ящеров, возраст которых составляет почти 80 млн лет, были обнаружены при расширении автомагистрали в районе г. Убераба, расположенного неподалеку от столицы Бразилии. Ученые даже не предполагали, что десятки лет кости динозавров лежали прямо у них под ногами – практически на поверхности земли у обочины старого шоссе. Несмотря на то, что в штате Минас-Жерайс, где находится Убераба, в последние годы было обнаружено немало хорошо сохранившихся костей и даже скелетов древних пресмыкающихся, искать останки древних животных у дороги палеонтологам просто не приходило в голову. Теперь же, по словам ученого из Университета Уберабы Луиса Карлоса Рибейру, одного из авторов находки, эта местность признана очень важным для палеонтологических изысканий.

Только за первые дни раскопок ученые уже сделали уникальную находку – позвонок гигантского динозавра, которые на удивление хорошо сохранился. Сенсационность открытию кладбища динозавров придает и то, что, как сказал Рибейру, "по останкам костей можно судить о том, что среди них были плотоядные ящеры". Это особенно важно, поскольку до сих пор на территории древнего материка Гондвана (которая позднее распалась на Южную Америку, Африку, Австралию и Антарктиду) следы доисторических хищников встречались лишь однажды, когда в 1996 г. в Патагонии был найден так называемый "Неуквенраптор аргентинус".

Более того, по мнению палеонтологов, новое открытие сможет существенно дополнить картину обособленной эволюции южноамериканского континента, который развивался в изоляции после раскола Гондваны, произошедшего 65 млн лет назад, до начала Палеоценского периода Кайнозойской эры, когда 50 млн лет назад Южная Америка соединилась с Северным континентом. Однако воссоединения материков динозавры уже не застали, поскольку были стерты с лица Земли страшной вулканической катастрофой, которую вызвал огромный метеорит, упавший на планету. По словам Луиса Рибейру, ящеры, чьи останки найдены около автотрассы, погибли в меловом периоде 65-80 млн лет назад.

Кстати, в последние 12 лет штат Минас-Жерайс стал центром внимания палеонтологов всего мира. Дело в том, что столь богатые и хорошо сохранившиеся находки до сих пор не встречались нигде в Америке, которую динозавры заселяли от Аляски до Патагонии. Пока одной из главных таких находок является "Уберабазукус террификус" – самый крупный крокодил, обитавший в Южной Америке. Однако нынешнее открытие дает ученым надежду на то, что в этом районе Бразилии могут быть и другие "кладбища" ископаемых животных, которые позволят разгадать многие загадки доисторических ящеров.