Новые польские ориентиры

Главным занятием нового польского правительства станет разгребание завалов, оставленных Ярославом Качиньским. Однако Москве не стоит рассчитывать на кардинальные изменения в отношениях с Варшавой




По итогам внеочередных парламентских выборов в Польше, в новый сейм прошли четыре партии, ни одна из которых не набрала абсолютного большинства голосов. Возглавляемая Дональдом Туском "Гражданская платформа" (ГП) получила поддержку 41,51% избирателей и право формирования нового правительства. Вчера Высший совет партии предложил Туску занять пост премьер-министра и приступить к формированию коалиционного правительства; тот ответил согласием.

Заметим, что особого выбора у "Гражданской платформы" нет. Бывшая правящая партия "Закон и справедливость" (ЗиС) получила 32,11% голосов, и ее лидер Ярослав Качиньский заявил об уходе в принципиальную оппозицию. Таким образом, искать союзников Туску придется либо в занявшем третье место (13,15%) блоке "Левые силы и демократы" (ЛиД), либо в Польской крестьянской партии (ПКП), за которую проголосовали 8,91% избирателей. По мнению большинства комментаторов, союзницей "Гражданской платформы" по новой правящей коалиции станет ПКП, идеология которой имеет точки соприкосновения с либеральным консерватизмом Дональда Туска. Возможность партнерства с "Левыми силами и демократами" даже не рассматривается, поскольку союз "левых" и "либералов" выглядел бы очевидным идеологическим оксюмороном.

Интересно, что, обсуждая политический курс нового правительства, эксперты практически ничего не говорят о том, как изменится внутренняя политика Польши, и уделяют очень большое внимание возможной корректировке внешней. Скорее всего, это объясняется тем, что "Гражданская платформа" достаточно внятно определила свою позицию по экономическим вопросам, заявив о себе как о партии либерального консерватизма с социальным уклоном. В частности, во время предвыборной кампании Туск обещал снизить налоги, повысить зарплаты бюджетникам, увеличить пенсии.

Поляки явно устали от обещаний "масштабной перестройки" жизни страны, о которой стразу после победы на прошлых парламентских выборах говорил Ярослав Качиньский. На деле все свелось к популистским разговорам о социальной справедливости, под прикрытием которых братья Качиньские начали идеологическую "зачистку". Самыми громким акциями этой кампании стало возбуждение дела против бывшего польского лидера Войцеха Ярузельского, которому были предъявлены обвинения за введение ЧП в 80-е годы, а также разработка закона о "декоммунизации" Польши. По иронии судьбы работа над этим законопроектом была завершена незадолго до роспуска парламента.

Одновременно стоит отметить возросшую за последние два года политизацию населения. Проигравшая последние выборы партия "Закон и справедливость" несколько расширила круг своих сторонников в сравнении с результатами 2005 г., когда она набрала 27% голосов (сейчас – 32,11%). В свою очередь, поддержка "Гражданской платформы" выросла более чем в полтора раза: с 24% в 2005 г. до почти 42% в октябре этого года. Сравнение этих данных позволяет говорить о том, что правление братьев Качиньских раскололо страну, состояние которой отчасти напоминает Украину. В Польше роль Виктора Януковича играет Дональд Туск, а Юлии Тимошенко – Ярослав Качиньский. И в этом смысле сегодняшняя Польша является слепком с Украины осени 2005 г., сразу после отставки правительства Тимошенко и создания коалиции во главе с Януковичем.

Этот вывод отчасти можно распространить и на сферу внешней политики. Ярослав Качиньский не только подчеркнуто "дружил" с Вашингтоном и активно играл на поле антироссийской риторики, но сумел испортить отношения с Германией и настроить против себя многих членов Евросоюза. Именно поэтому победа гораздо более умеренного Туска спровоцировала всплеск энтузиазма в Европе, где итоги нынешних выборов уже называют "поворотным моментом в истории молодой польской демократии". Между тем, по мнению экспертов, Дональд Туск и его партия ориентированы не только на ЕС, но и на США. А их позитивный имидж в глазах Европы в значительной степени объясняется взвешенностью позиций, разительно контрастирующей с откровенным национализмом Качиньских.

Внешнеполитическая часть предвыборной программы партии Туска сводилась к обещаниям отозвать польских военных из Ирака и пересмотреть условия размещения американских ракет на территории Польши. Но сразу после подведения итогов выборов в последний вопрос была внесена некоторая ясность. В частности, один из лидеров "Гражданской платформы" Богдан Здроевский заявил, что переговоры по ПРО будут приостановлены только в том случае, если США откажутся предоставить Польше гарантии безопасности. А депутат от ГП Славомир Новак подчеркнул, что угроза ракетно-ядерного удара из Ирана является реальной, и предложил отказаться от строительства базы стационарных противоракет, заменив их мобильными комплексами класса Patriot.

В то же время, сам Дональд Туск уже несколько раз повторил, что одной из важнейших задач его правительства станет нормализация отношений с Россией. Т.е., посылая миролюбивые сигналы Москве, Туск начал торг с Вашингтоном, добиваясь для Польши более определенных преференций. Получив неформальный титул "полпреда США в Восточной Европе" и приняв участие в военной операции в Ираке, взамен Польша не добилась от Америки ничего существенного. Нерешенными остался целый комплекс экономических вопросов, не было выполнено и обещание о безвизовом въезде для польских граждан на территорию США. В то же время отношения с ближайшими соседями оказались испорченными, что немедленно сказалось на экономике страны.

Именно поэтому многие комментаторы говорят о том, что главным занятием нового правительства Туска станет разгребание завалов, оставленных Ярославом Качиньским. И в первую очередь это касается выправления отношений с ФРГ и Россией. Однако Москве не стоит рассчитывать на кардинальные изменения в отношениях с Варшавой. На смягчение риторики – да, на отказ от блокирования переговоров с ЕС – возможно. Но не более того.

Выбор читателей