Китайский коммунизм обречен на победу

В Китае нет и намека на многопартийность, а уж тем более – на оппозицию. Хотя и средний класс нарождается, и крупные собственники есть, но все свои интересы и отстаивают в рамках единственной партии


ФОТО: AP



"Победное завершение" очередного съезда партии, призыв "дружно бороться за осуществление задач, поставленных съездом" – все это звучит как-то несовременно. Однако не для всех подобная риторика устарела. Именно этими словами Ху Цзиньтао завершился XVII съезд Коммунистической партии Китая (КПК), задавший стране курс на развитие передовых технологий и достижение социальной гармонии.

Впрочем, твердо усвоив "высокий штиль" развитого социализма, китайские власти вот уже два десятка лет не устают работать над "модернизацией" его идейного наполнения. Началось со знаменитого изречения Дэн Сяопина "не важно, какого цвета кошка, важно, как она ловит мышей". Социализм – хорошо, но люди ведь есть хотят. Значит, пусть работают по-капиталистически ударно. Тогда и началось создание свободных экономических зон в юго-восточных провинциях страны – "точек роста", в которых зарождался нынешний экономический бум Поднебесной. Следующий лидер Цзян Цзэминь благословил нынешнее завоевание мира китайской продукцией: "Идите вовне" – указал он акулам капитализма, нарождающимся в коммунистической державе. Другого выхода не было: внутренний рынок КНР был слишком слаб. Затем "эксплуататорам" было официально разрешено становиться членами КПК – чтобы не пытались создавать оппозиционные партии. Так что сейчас около 4% китайских партийцев являются частными предпринимателями.

Таким вот образом – от одного мудрого изречения к другому – коммунистической элите Китая удалось блестяще справиться с трансформацией экономики из отсталой сельскохозяйственной в стремительно растущую индустриальную. Уже свыше десяти лет средние темпы роста ВВП Китая составляют 10%. В нынешнем октябре МВФ, снизив прогноз темпов развития большинства мировых лидеров, отметил, что Китай вносит "наибольший вклад в мировой экономический рост по паритету покупательной способности" – 11% в 2007 году.

Но, пожалуй, не менее уникальным достижением КПК является тот факт, что ей удалось остаться у власти, возглавляя победоносное шествие китайской экономики по уже явно не коммунистическим тропам. В Китае нет и намека на многопартийность, а уж тем более – на оппозицию. Хотя и средний класс нарождается, и крупные собственники есть, но все свои интересы они агрегируют и отстаивают в рамках единственной партии. То же касается, разумеется, и политической жизни: если гражданин желает идти в политику – большую или малую – он может сделать это, только вступив в КПК. И ведь не скажешь, что такое устройство недемократично: путь в партию, то есть во власть, открыт всем – и крестьянину, и капиталисту. А партия меняется и корректирует свою политику в соответствии с запросами времени. Но уж больно эта модель не вяжется с западным представлением о демократии как многопартийной системе. Да она и не должна соответствовать этому представлению: свою идеологию Пекин характеризует как "китаизированный марксизм", который включает как идеи "классиков жанра", так и элементы конфуцианства и китайского национализма.

Перед XVII съездом КПК стояли непростые проблемы. В первую очередь, проблема роста. В Пекине давно опасаются перегрева экономики. Однако снижать темпы экономического роста нельзя – ведь именно они обеспечивают какой-никакой прогресс в решении проблемы занятости (только по официальным данным, в стране насчитывается до 170 миллионов безработных). Тут же и другая проблема – усиление социальных и региональных диспропорций по мере экономического развития отдельных частей страны. В огромных отсталых сельскохозяйственных регионах Китая живет порядка 800 миллионов крестьян, которым экономический бум пока не принес никаких дивидендов, даже элементарной пенсии. С этим связана и проблема узости внутреннего рынка: платежеспособный спрос в КНР растет крайне медленно ввиду низких доходов населения. Однако если эти доходы начнут расти, то пропорционально будет убывать основное конкурентное преимущество Китая – дешевизна рабочей силы. Кроме того, остро стоят такие проблемы, как слабое развитие технологий, повышенная ресурсная затратность китайского производства, угроза экологической катастрофы.

В качестве ответа на все эти вызовы съезд утвердил стратегическую программу развития Китая до 2020 года. В ее основе лежат два постулата - "научное развитие" и "социальная гармония". Согласно первому из них, китайская экономика должна постепенно отойти от стереотипа мировой фабрики ширпотреба и развивать передовые технологии. Одним из основных стимулов этого развития станет предотвращение экологической катастрофы. Государственные предприятия и монополии будут подвергнуты существенному реформированию. А вот замедлять рост, похоже, вовсе не планируется: к 2020 г. ВВП Китая должен вырасти вчетверо по сравнению с 2000 годом.

Что касается "социальной гармонии", ее предполагается достичь путем расширения среднего класса и в целом увеличения доходов жителей страны. Для этого Пекин намерен усиливать поддержку малого бизнеса, повышать зарплаты бюджетникам, а к 2020 г. охватить пенсионным обеспечением всех граждан. В результате реализации этих мер основным источником экономического роста КНР станет уже не экспорт, а внутреннее потребление. То есть нынешним конкурентным преимуществом (дешевой рабочей силой) решено отчасти пожертвовать во имя обретения новых. И социальной гармонии.

К гармонии стремится и само руководство КПК. На первом пленуме ЦК КПК XVII созыва Ху Цзиньтао был переизбран генеральным секретарем ЦК КПК, а в состав Постоянного комитета Политбюро (главного партийно-государственного органа) вошло большее число его людей, сменивших там представителей шанхайского клана. Таким образом, товарищ Ху получил возможность действовать более свободно. И теперь под его чутким и мудрым руководством Китай продолжит восхождение к вершинам мировой экономики: партийным товарищам, кстати, уже рекомендовано "развивать глобальный кругозор и стратегическое мышление".

Если КПК сумеет справиться с диспропорциями в экономике страны, то Китай, безусловно, имеет все шансы стать ведущей экономической державой планеты. Не понятно одно: можно ли будет считать это победой коммунизма?

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей