Политика бескультурья

Всего три года просуществовало в FM-диапазоне радио "Культура", и, по просочившимся данным, руководство государственного холдинга ВГТРК решило ее тихо прикрыть. Но тихо – пока не получается




На страницах некоторых СМИ, в эфире радиостанции "Свобода" в последние дни появились материалы, посвященные скорому закрытию радиостанции "Культура" (далее – РК), вещающему на частоте 91,6 FM. Выступления бывших начальников РК и полная праведного гнева статья главного редактора журнала "Искусство кино", ведущего на РК популярное ток-шоу "Вопрос ребром", были инспирированы несколькими интервью директора дирекции радиовещания ВГТРК Сергея Архипова и последующими кадровыми перестановками. Главный "радийный" начальник госкорпорации недвусмысленно заявил, что "это (имеется в виду РК – И.К.) действительно головная боль <...> на той частоте, где вещает радио "Культура", мы, скорее всего, в ближайшее время прекратим вещание, чтобы решить технологические вопросы. Потому что сейчас мы выбрасываем государственные деньги в песок. А между тем у государства, например, до сих пор нет детского вещания..."

В связи с этими планами в середине октября с радиостанции уволился – а фактически был вытеснен – один из ее создателей и бессменный директор Сергей Давыдов. Этому событию предшествовала целая серия увольнений, начиная с весны 2007 г., ведущих сотрудников РК, во главе с другим ее основателем, главным редактором Анатолием Голубовским.

Среди известных имен стоит упомянуть Тимура Кибирова, одного из известнейших и едва ли не лучшего из современных российских поэтов, ведающего литературным эфиром на радиостанции, ушедшего вслед за главредом, после чего эфирная сетка претерпела кардинальные изменения.

Правда, тут не все так просто. Немного предыстории. Дело в том, что радиостанция "Культура" была придумана ровно три года назад и выиграла FM-частоту в Москве, а затем Санкт-Петербурге и почти во всех городах, где принимала участие в конкурсе, усилиями одного человека – возглавлявшего на тот момент холдинг ГТРК "Культура" (которого сейчас уже нет в природе) Александра Пономарева, нынешнего гендиректора третьей федеральной телекнопки. Пока РК была "под крылом" менеджера столь высокого ранга, ей мало что грозило. Пономарев любил свое детище и всячески пытался создать единое информационное пространство в недрах "культурной" части госкорпорации, у которой уже несколько лет к тому моменту был весьма затратный, но вместе с тем и наиболее "имиджевый" телеканал "Культура".

Во многом эти усилия Пономарева были вызваны тем, что идеологически "рулить" на телеканале ему было нечем, вся власть там сосредоточена в руках бессменного главреда, а теперь и директора, весьма уважаемой в медиа-сообществе Пауховой. Радиочастота в FM-диапазоне давала некоторое ощущение причастности к "общекультурному" процессу, но, безусловно, с телевидением радио конкурировать не в состоянии, и создатель РК расстался со своим детищем, как только "труба" в лице мэра столицы его "позвала". А позвала она – буквально года не прошло с момента создания радио. И как только произошла чиновничья рокировка, радиостанция оказалась совершенно невостребованной "чужой дочкой" внутри холдинга ВГТРК.

Положение осложнялось перпендикулярными воззрениями на эфир директора и главреда РК (теперь уже бывших). Давыдов был "человеком Пономарева", и после ухода шефа остался один на один со своими эстетическими пристрастиями, куда категорически не вписывался тот же Кибиров и все, что ассоциируется у продвинутых арт-менеджеров с понятием "актуальная культура". Голубовский же, напротив, пытался поначалу сопротивляться "народно-молодежному" стилю формального начальника, всеми силами пытаясь проводить культуртрегерскую линию во вполне внятном европейском стиле, но потерпел сокрушительное поражение в борьбе с "комсомольским" видением начальства. И, не имея никаких финансовых рычагов, в конце концов сдался, что привело его к закономерному уходу на другую, теперь уже частную, радиостанцию.

Качнувшись из стороны в сторону, РК попыталось принять устойчивую позицию, лавируя между литературно-театральным академизмом и музыкальной фондовой классикой с одной стороны, и маловостребованными информационно-развлекательными программами – с другой.

Так как руководимый исключительно собственными эстетическими вкусами директор принципиально не понимал разницы между ведением эфира знаменитыми арт- или кинокритиками, поэтами, художниками (часто протеже, а по сути – друзьями бывшего главреда) и студентами-двоечниками, набранными просто с улицы, но обладающими эротическими нотками в голосе, у РК действительно были очень низкие рейтинги.

Это факт, и, к сожалению, он объясняется не только финансовыми проблемами. Одному моему другу, известному теле- и радиоведущему, в свое время не согласившемуся работать на РК, принадлежит афоризм: "Все, кто там работает, делятся на две категории: те, кто хоть что-то понимают в культуре – абсолютно не понимают в радио. И наоборот". Итак, выстрел трехлетней давности был из пушки по воробьям: нельзя создавать элитное радио для аудитории, которой, как и самому начальнику, больше нравится популярная песня "...но Даша готова простить его снова, опять бросить Вову, вот, блин, ё-моё!".

Впрочем, были и удачи. И справедливости ради стоит сказать: рейтинги в последнее время неуклонно росли. Сформировалось ядро аудитории, появились постоянные слушатели. Казалось бы – двигайтесь дальше, ребята, дорога свободна, технически вся работа сделана, развивайтесь. Но противодействие в лице радийных чиновников, причем на своей же территории, на государственной (!), заморозило все. И правдой оказалась совсем невероятная вещь: культура в стране никому не нужна, и в этом не стесняются признаться ответственные лица! Однако не стану впадать в пафос и пересказывать содержание статьи Дондурея еще раз для непонятливых. В идейном смысле я с ней согласен на все сто.

Но добавить хочется вот что: ребята, вы, когда видели, как делается радио с таким гордым названием, о чем вообще думали? Одним названием разве можно оправдывать низкий рейтинг? Культуру можно и просто необходимо делать востребованной, как везде в цивилизованном мире. В России есть только природные ресурсы и культурное наследие. Почему, закрывая станцию, чиновники оправдывают это тем, что "нет детского вещания"? Делайте, черт побери! Кто вам мешает? Сделали "Маяк" вотчиной Бачинского и Стиллавина вкупе с Катей Гордон (кстати, перешедшей именно с РК) – ну, рады? Хорошо, этого мало, я понимаю. Но ведь придете к тому, что очередной президент всея Руси выступит и скажет: "Культура – это наше все!". И опять будете репу чесать, как скрестить ужа с ежом? Но ведь есть пример для подражания, тот же нормальный телеканал на пятой кнопке.

Сейчас, после вялых выступлений в СМИ, пошли разговоры, что, мол, не надо так сетовать, "может быть, даст бог, и обойдется, не закроют". В Москве почти 50 радиостанций в эфэме – неужели государству принципиально удушить именно маленькую "Культуру"? Но, судя по тому, как ведется дело, как настроены сотрудники РК – даже если частота с таким названием на некоторое время сохранится (а возможно, ей осталось жить в нынешнем формате всего лишь до Нового года), ничего нового, интересного и "культурного" на частоте 91.6 нас не ожидает. Господа, пора менять позицию, делать серьезные кадровые перестановки и укреплять, а не гробить дело, в "нужности" (тут любят добавлять: "вот и наш президент сказал...") которого, как ни спросишь мало-мальски культурных людей, так прямо никто не сомневается. Но делать надо с умом, привлекая лучшие силы, а не руководствоваться квазиполитическими сиюминутными соображениями. Тогда и рейтинг будет гораздо выше. А главное – может быть, сохранится чувство собственного достоинства. Хватит нам одного эфирного хамства.

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей