Скучные предвыборные интриги

Равнодушие зрителей к теледебатам объясняется тем, что нынешняя избирательная кампания, как не раз уже говорилось, лишена политической интриги. Это утверждение действительно описывает общую ситуацию, но не полностью




Через неделю после начала теледебатов председатель ЦИК Владимир Чуров выразил недовольство их качеством, посетовав на то, что дебаты не вызывают у телезрителей интереса. Об этом свидетельствуют и их телерейтинги, которые, по данным TNS Gallup Media, колеблются в районе 1 - 1,5%, то есть гораздо ниже среднесуточных показателей. По мнению некоторых экспертов, столь явное равнодушие граждан к межпартийной полемике объясняется тем, что нынешняя избирательная кампания начисто лишена политической интриги.

Это утверждение действительно описывает общую ситуацию, но не полностью. С одной стороны, победитель был известен еще до начала кампании, однако сегодня еще не ясно, удастся ли "Единой России" получить абсолютное большинство, то есть сформировать фракцию, способную самостоятельно принимать любые решения. Также не ясно пока и то, какие еще партии получат депутатские мандаты и насколько представительными будут созданные ими фракции.

Расстановка сил в Госдуме станет стимулом для нового витка борьбы за право контролировать работающие в ней фракции. В первую очередь, это касается "Единой России", столкновение интересов вокруг которой определяют многие повороты избирательной кампании, являющейся прологом к президентским выборам. Сегодня мало кто сомневается в том, что главными игроками на нынешних выборах являются разные "башни Кремля", и именно это противостояние определяет главную интригу всей кампании, провоцируя перегруппировки элит.

Еще одна предвыборная интрига касается судьбы идеологических трендов. Речь в данном случае идет не о привычной и уже отчасти изжившей себя градации – правые, левые, центристы, – а о содержательной части партийных программ, лозунгов, слоганов, роликов и прочей программной продукции. Напомним, что раньше идеи, которые фактически структурировали все предвыборное поле, прямо предъявлялись избирателям. В избирательном цикле 1995 - 1996 гг. доминировали призывы "больше демократии" и оголтелая антикоммунистическая риторика. В 1999 - 2000 гг. содержание кампании определяли требования "Навести порядок в стране!" и патриотические настроения; в 2003 - 2004 гг. речь шла о "сильной власти" и "справедливости".

Сегодня ведущие тренды – "поступательное развитие страны" и все та же "социальная справедливость", транслируемая некоторыми партиями в виде популистского требования "повысить пенсии". Интересно, что тема "развитие страны" обыгрывается не только "Единой Россией" и другими партиями, относящимися к центральной части политического спектра, но и активно эксплуатируется на левом и правом флангах. При этом ее содержание понимается партиями по-разному, подобно тому, как в середине 1990-х слово "демократия" каждая политическая сила понимала "в меру своей испорченности". Столь же разнообразными являются трактовки самого понятия "развитие", а также представления о подходах к решению этой задачи. Центристы и левые – "Единая Россия", "Партия социальной справедливости", КПРФ и "Патриоты России" – подразумевают под развитием создание того, что в советские времена называли "материально-технической базой", и использование ее достижений "на благо всех граждан". Однако они существенно расходятся по таким важным вопросам, как формы собственности.

КПРФ говорит о необходимости национализации, допуская частичное сохранение частного сектора в нестратегических областях экономики. "Единая Россия" выступает против национализации и поддерживает нынешнюю практику концентрации важных промышленных объектов в крупных госкорпорациях. "Патриоты России", позиционирующие себя в качестве современных социал-демократов, старательно уклоняются от обсуждения вопросов собственности. "Партия социальной справедливости" ставит во главу угла "человеческий капитал". Симптоматично, что все они считают одним из важных условий интенсивного развития страны ликвидацию негативных последствий либеральных реформ 1990-х годов. В этом с ними солидарны практически все партии, включая "Яблоко", "Гражданскую силу", ЛДПР и "Справедливую Россию". Вообще, следует подчеркнуть тот факт, что "издержки либерализма" рассматриваются многими политическими силами в одном ряду с "перегибами советского периода".

При таких настроениях естественным объектом атак со стороны всех политических сил стал Союз правых сил, лидеры которого воспринимаются обществом как символы "антинародных реформ" и прозападной политики, немало способствовавшей ослаблению России. Еще одной причиной превращения СПС в "мальчика для битья" стал лицемерный популизм этой партии.

Особое место в нынешней кампании занимает Демократическая партия России, идущая на выборы пол лозунгом "Даешь Европу!". Вся ее избирательная кампания напрямую связана с перспективой вступления России в Евросоюз, где нашу страну никто не ждет.

Аграрная партия интересуется, главным образом, проблемами АПК, то есть выступает как партия отраслевых лоббистов, что не мешает ее лидерам использовать левую риторику и участвовать в травле СПС. Не пренебрегает этим и "Яблоко", ставшее инициатором скандального дела о подкупе представителями СПС избирателей одного из округов Республики Коми.

В плане позитивной программы партия Явлинского занялась отработкой многофракционной модели. Сегодня в "Яблоке" уже существуют социал-демократическая, правозащитная, гендерная, молодежная и экологическая фракции, а также фракция "Солдатские матери". Судя по всему, создавая фракции на любой вкус, руководство партии пытает консолидировать под своей крышей маргинализированные группы интеллигенции.

В сухом остатке, то есть вынеся за скобки несущественные нюансы, получается, что смыслообразующая модель нынешней кампании состоит из трех основополагающих идеологем: "интенсивное, но не мобилизационное развитие", "возрождение народных ценностей" и "движение вперед, а не назад", то есть не к социализму и не к людоедскому либерализму, а к какому-то новому, пока не понятно как устроенному обществу. Кроме того, в ходе кампании были выявлены маргинальные тренды, заведомо отвергаемые большей частью населения. Речь, в первую очередь, идет о призывах "двинуть в Европу" и о примитивном популизме, построенном на безответственных обещаниях разом решить все проблемы.

Таким образом, можно ожидать, что декабрьские выборы подведут черту под процессом маргинализации правого фланга при сохранении относительной устойчивости левого тренда. И в этом контексте убедительная победа "Единой России" закрепит изменения политической власти в стране, начавшиеся в 2000 г. и уже тогда названные "российским термидором".

Выбор читателей