Бензин становится непозволительной роскошью

Всего за одну неделю, с 4 по 10 декабря, розничные цены на бензин увеличились в среднем на 1,8%. Это рекордный показатель: так резко в нынешнем году стоимость автомобильного топлива еще не повышалась




Сразу после выборов в Госдуму розничные цены на бензин в России начали стремительно расти. По данным Росстата, всего за одну неделю, с 4 по 10 декабря, они увеличились в среднем на 1,8%. Это стало рекордным показателем повышения стоимости топлива с начала года.

Подорожание эксперты связывают с увеличением цен на нефть на мировом рынке. Специалисты считают, что на ценообразование следует воздействовать, в первую очередь, с помощью налоговых льгот на внутреннем рынке и более оперативного увеличения экспортных пошлин.

Максимальный рост цен на автомобильное топливо в этом году наблюдался с 13 по 19 ноября. Тогда они повысились на 0,7%. То есть нынешний рекорд в течение недели превысил предыдущий более чем в два раза. При этом любопытно, что за неделю до выборов в Думу стоимость топлива увеличиласьлишь на 0,3%. С начала текущего года средние цены на бензин в РФ повысились на 6,8%, стоимость дизельного топлива относительно уровня декабря 2006 г. выросла на 9,6%.

"Никто не мог предполагать, что цены на нефть вырастут свыше $90 за 1 баррель, - говорит исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. - Поскольку налогообложение прямо пропорционально мировой цене на нефть, отечественные компании повышают и внутренние цены на сырье, и, соответственно, бензин. Кроме того, им выгоднее было отдавать нефть на экспорт. И на внутреннем рынке появился определенный дефицит".

Такого же мнения придерживается президент Нефтяного клуба СПб Олег Ашихмин: "Очевидно, что объемы, которые должны были пойти на внутренний рынок, в какой-то момент пошли на экспорт, что и вызвало дефицит в рознице".

Напомним, в начале декабря Совет Федерации направил обращение правительству РФ с просьбой найти механизмы регулирования цен на топливо. "Сейчас цены на бензин, керосин поднимаются совершенно произвольно и достаточно резко, - считает член Совета Федерации, первый зампред комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Гусев. - Особенно волнует неожиданное подорожание дизельного топлива, необходимого для сельскохозяйственной техники. Для регулирования цен на топливо могут быть задействованы какие-то антимонопольные средства, экономические рычаги".

"Необходимо избегать таких случаев, как в этом году, когда разом началась профилактика на нескольких нефтеперерабатывающих заводах, - утверждает Гусев. - Также нужно исключить практику замораживания цен, так как в дальнейшем она подстегивает их скачок. Плюс требуется более оперативное изменение экспортных пошлин, сейчас они рассчитываются по результатам двухмесячного мониторинга цен, если это будет делаться чаще, то вывозить сырье на экспорт будет менее прибыльно. Хорошо было бы еще сделать какие-то налоговые льготы для внутреннего нефтяного рынка".

Выбор читателей