Немцов решил не позориться

Решение видного оппозиционера отказаться от участия в президентских выборах имеет простое объяснение. Аналитики считают, что Борис Немцов элементарно не собрал бы требуемые два миллиона подписей




Кандидат в президенты от СПС Борис Немцов, еще две недели назад полный решимости победить на выборах и распустить Думу, вчера неожиданно сошел с дистанции и призвал остальных оппозиционных претендентов на престол сделать то же самое. Отказ от участия в предвыборной кампании Борис Ефимович (кстати, так и не зарегистрированный Центрзбиркомом) объяснил довольно витиевато: с одной стороны, "кандидат от демократической оппозиции должен быть один", и пусть лучше эта честь достанется Касьянову. С другой стороны, пояснения относительно "предрешенных результатов" и прочих тягот бытия вкупе с призывами сняться с гонки наводят на мысль о том, что право опозориться на выборах Немцов уступил товарищу по неравной борьбе не столько в силу природного альтруизма, сколько по иным – куда более прозаическим причинам.

"Я обращаюсь к Зюганову и Касьянову, поскольку два других кандидата – Жириновский и Богданов, находятся под контролем Кремля: ваше участие в президентской кампании придает ей легитимность, и я призываю вас отказаться от участия в избирательной кампании, поскольку президентские выборы, как и парламентские, будут фарсом, поскольку у кандидатов нет равных возможностей для агитации. Против них используется вся сила государственной пропаганды, силовой и административный ресурсы", - говорится в распространенном вчера заявлении Немцова. Несколько запоздалое "прозрение" приправлено инструкциями, следуя которым, остальные актеры смогут покинуть сцену, не теряя лица. Немцов предлагает Зюганову и Касьянову выдвинуть властям четыре требования: об обязательном участии в теледебатах всех кандидатов в президенты; об обеспечении равного доступа кандидатов к федеральным телеканалам; о немедленной отмене так называемого "стоп-листа", согласно которому, по словам Немцова, "руководству телеканалов запрещено предоставлять право представителям оппозиции участвовать в политических программах"; об отказе от использования административного ресурса. Невыполнение "этих совершенно справедливых требований" (озвучивать которые лично Немцов почему-то постеснялся) и может стать "серьезным основанием не участвовать в выборах".

Логику в этих напутствиях уловить довольно сложно. Единый кандидат от демоппозиции – идея довольно старая, но в контексте "открытий" на тему "как страшно жить" ее реализация больше смахивает на капитуляцию. Кроме того, казалось бы: кому, как не аутсайдерам со стажем из СПС, лучше других знать о существующих реалиях – однако получается, что, выдвигая Немцова в президенты неделю назад, правые еще верили в добро и справедливость, а сейчас вдруг разуверились. Ну и, наконец, ультиматум, больше смахивающий на попытку загрести жар чужими руками: как говаривал в таких случаях один классик, "иди и работай". Однако поработать – причем безо всяких шансов на успех – предлагается другим.

Товарищи на немцовские инвективы отреагировали сдержанно: никто последовать его примеру не пожелал. Касьянов отметил, что предвыборная кампания "проходит в рамках приличий" и оснований бойкотировать выборы пока нет. Зарегистрированный вчера кандидатом в президенты Зюганов соглашался с Немцовым гораздо активнее: по словам лидера КПРФ, выборы все больше вырождаются в "жириновщину, которая отравляет страну", и, "если грязь и мерзости будут продолжаться, то не имеет смысла в них участвовать". Но снимать свою кандидатуру Зюганов пока тоже не собирается. Кстати, заместитель председателя ЦК КПРФ Иван Мельников, комментируя это заманчивое предложение, высказал мысль, что "некие силы", стоящие за спинами Немцова и Касьянова, "попросту флиртуют с кандидатом Дмитрием Медведевым, разменивая в качестве реверанса каких-то своих, неприятных Кремлю фигур". "Мы боремся за честные выборы и за права избирателей ежедневно. Но при этом мы идем с продуманной созидательной экономической платформой и командой патриотов, чьи честь и достоинство незапятнанны, – подчеркнул Мельников. – Да, нам крайне тяжело сражаться с административной машиной власти, но, если Немцов питает иллюзии, что для решения проблемы выборов достаточно топнуть ногой, он глубоко заблуждается".

Жириновский (также зарегистрированный вчера Центризбиркомом) назвал решение Немцова "принятым под влиянием неких политических сил из-за рубежа" и объявил, что "в отношении ЛДПР это никогда не пройдет".

По мнению аналитиков, все гораздо проще. "Немцов, видимо, просто не сумел собрать достаточное количество подписей для участия в выборах. На такой шаг он пошел, потому что ему надо оправдать свою политическую беспомощность", – считает президент Фонда политика Вячеслав Никонов. Касьянов впоследствии может присоединиться к Немцову, потому что, "видимо, столкнется с такой же проблемой нехватки подписей". "У Немцова не было денег, но была организация. У Касьянова деньги есть, но вот организации нет. Так что у Касьянова шансы минимальные", – считает политолог.

С Никоновым согласен директор Центра политической конъюнктуры России Константин Симонов. По его словам, Немцов ищет "кривые" способы, чтобы оправдать политическую несостоятельность: "он не сможет собрать подписи для участия и голоса на выборах, и для того, чтобы сохранить политическое лицо, снимает свою кандидатуру. Видимо, он полагает что, не принимая участия в выборах, их можно будет назвать нелегитимными. Это "кривая" логика". А вот Касьянов, по мнению Симонова, не поддержит Немцова и примет участие в выборах: "он более амбициозный, и для него это неплохой шанс пропиариться, показаться стране. Таким образом он сможет напомнить о себе".

Политолог Валентина Бузмакова также считает, что причина в бедности: "президентская кампания – очень дорогое удовольствие, и только чтобы собрать 2 млн подписей, нужны огромные деньги. Не представляю, как бы наши известные либералы вносили деньги на кампанию Немцова. Жаль, конечно, это был его шанс, а теперь Борису Ефимовичу осталась незавидная роль".

В данный момент Немцов может ссылаться на поражение партии, но участие в президентских выборах стало бы уже его личным проигрышем, что означало бы крах его политической карьеры. "Отказ Немцова был предсказуем. Поскольку было ясно, что он не сможет собрать 2 млн подписей. Немцов знал, что результат, на который он мог рассчитывать, будет оскорбительно низким, а это значит, что он потерял бы любую возможность претендовать на достойное место в политике. Речь идет о периоде, когда будет создан новый либеральный проект. Немцов рассчитывал на то, что власть не позволит ему баллотироваться на пост президента, но все получилось не так, как он рассчитывал, и он вынужден ретироваться, поскольку игра до конца не входила в его планы", – заявил "Росбалту" политолог Александр Прудник.

В этой ситуации Немцов получит еще одну возможность задуматься о смысле бытия, но вряд ли плодом этих раздумий станет новый старт в политике. По мнению политолога Сергея Борисова, "обычно в политике проживают одну жизнь. Какой может быть расклад? Вариантов два: если правые пойдут на обновление, то Немцов точно не будет в числе лидеров. Второй вариант – это ренессанс самого Немцова, но в каком качестве – не понятно. Трудно представить себе его лояльным к власти. Дело в том, что лидеры такого типа уже не востребованы, а Немцову сложно понять, вероятно, почему успех больше не сопутствует ему, как раньше".

Зато, судя по опросам ФОМ, успех вполне сопутствует Дмитрию Медведеву. За него готовы проголосовать уже 46% респондентов, намеренных участвовать в выборах. У прочих претендентов на пост главы государства результаты куда скромнее: у Жириновского 7%, у Зюганова – шесть. Касьянов с Немцовым набирают пресловутые "2%" (на обоих).

Выбор читателей