Для НАТО Украина маловата

Во внешнеполитическом диалоге России и Украины появились агрессивные нотки. Посол Виктор Черномырдин заявил, что отношения между двумя странами могут быть пересмотрены, если Украина вступит в НАТО




Во внешнеполитическом диалоге России с одним из ближайших соседей – Украиной появились агрессивные нотки. В интервью журналу "Украина" посол России в Киеве Виктор Черномырдин заявил, что отношения между двумя странами могут быть пересмотрены, если Украина вступит в НАТО.

Официальный Киев намерен подать заявление о присоединении Украины к "Плану действий по приобретению членства" НАТО (ПДЧ) уже на апрельском саммите этой организации в Бухаресте. Аналитики оценивают задачу присоединения Украины к ПДЧ как главное из утвержденных мероприятий власти в сфере внешней политики. Это стремление украинский министр иностранных дел Владимир Огрызко объясняет желанием обеспечить "системность внешней политики" Украины и необходимостью перестроить украинско-российские отношения "на принципах взаимного доверия и уважения". Первым официальным шагом Киева к евроатлантической интеграции должно стать достижение компромисса по этому вопросу всеми тремя ветвями власти.

Между тем, российские власти устами посла Черномырдина предупреждают украинских коллег, что тесное сотрудничество в сфере "чувствительных" технологий и в политических вопросах несовместимо с пребыванием Украины в столь же тесных отношениях с "военным клубом" НАТО. По мнению Черномырдина, сегодня Украина еще не готова влиться в состав ЕС или НАТО, поскольку не решен целый ряд проблем внутри страны – экономических и военных, прежде всего. Украине выгоднее было бы присоединиться к Единому экономическому пространству (ЕЭП) России, Белоруссии и Казахстана, чтобы совместными усилиями устранить имеющиеся недочеты. Слабому доводу неприятелей идеи присоединения Украины к ЕЭП, которые отвергают необходимость надгосударственной надстройки в этом союзе, Виктор Черномырдин противопоставляет столь же слабый контрдовод о наличии аналогичного института в Евросоюзе.

Россия не может запретить Киеву стремиться к европейской интеграции и членству в Альянсе. Но возможности воздействовать на мнения украинской политической и бизнес-элиты невелики. Первое впечатление, которое производят слова посла Черномырдина, - Россия беспомощна и не может удержать Украину в братских объятиях.

Уповать российским властям приходится на непростые отношения между странами-членами ЕС, нежелание европейцев ссориться с Россией накануне решение сложного политического вопроса о статусе Косово и непопулярность идеи о вступлении в НАТО среди большинства населения Украины.

Предположительно, на саммите НАТО в Бухаресте будет доминировать именно вопрос о вероятности проведения военной операции в сербском автономном крае Косово. Несмотря на объявленную готовность ряда европейских стран и США признать независимость будущего государства, никто не готов вступить в открытое противостояние с Россией еще и по поводу очередного – по сути демонстрационного - шага Украины и Грузии в сторону НАТО. Российские эксперты считают, что рассмотрение вопроса о присоединении Киева и Тбилиси к ПДЧ может быть отложено под предлогом недостаточного реформирования военных организаций и армий этих стран. Речь Виктора Черномырдина вполне попадает в логику этих предположений.

Ситуация вокруг присоединения Украины к НАТО для всех участников дискуссии скорее имеет символическое значение, нежели объясняется практической целесообразностью. Например, украинские политики декларируют возвышение страны до общеевропейского уровня после того, как Украина войдет в состав Евросоюза, и региональное лидерство - после того, как присоединится к ПДЧ НАТО. Однако за прошедший год украинские власти так и не смогли, например, принять новый Налоговый кодекс и изменить бюджетный процесс в сторону ужесточения контроля за использованием средств, что было предусмотрено Планом действий Украина – НАТО.

Приходится признать, что даже если весной нынешнего года дистанция между Украиной и НАТО сократится, определение окончательной схемы взаимоотношений будет отложено до той поры, пока не выстроится взаимовыгодная система между США, ЕС, Россией и Китаем. Это долгосрочная перспектива, и Украина обречена лавировать между большими игроками. Патронаж НАТО не облегчит ее доли, поскольку многими признается необходимость реформирования самого этого института, еще более подстегиваемая угрозами со стороны мирового терроризма.

Страны-члены НАТО по вопросу дальнейшего расширения Альянса будут вынуждены оглядываться на мнение России. К тому же, куда больше Украины, Альянс волнуют перспективы урегулирования конфликтов в Грузии и Молдове. Россию же волнуют все эти проблемы. В последние годы диалог российских властей с евроатлантическим военным блоком стал более продуктивным и эффективным. И если реформирование и ребрендинг НАТО случится до того, как в его состав войдет Украина, вполне вероятно, что Россия сможет претендовать на лидерство в новой организации.

Выбор читателей