Шумовая атака калечит москвичей

Медики бьют тревогу: повышенный уровень шума в столице вредит не только слуху, но и здоровью в целом. Причем спрятаться от рева, грохота и скрежета москвичам практически негде




Не секрет, что повышенный уровень шума вредит не только слуху, но и здоровью в целом. К примеру, не так давно ученые из Императорского колледжа Лондона выяснили, что так называемый "акустический мусор" ведет к различным нарушениям в работе сердечно-сосудистой системы. Российские медики с этим согласны: по данным главного санитарного врача Москвы Николая Филатова, именно из-за повышенного уровня шума в столице за последнее десятилетие в три раза увеличился рост сердечных заболеваний и гипертонии.

Как отмечает газета "Новые известия", в настоящее время в зоне шумового дискомфорта находится до 70% территории. Москвичи, живущие в этих районах, не только жалуются на бессонницу, но и страдают постоянными головными болями и нервными расстройствами. И хотя акустическая карта столицы только создается, уже сейчас можно составить список мест, которые наверняка в нее попадут.

Что же это за места? "Самые акустически проблемные районы - Садовое кольцо, МКАД, Ленинский и Ленинградский проспекты, а также эстакады и мосты, где источники звука оказываются высоко поднятыми и шум далеко распространяется, - рассказал "НИ" архитектор Михаил Хазанов. - Достаточно шумно на набережных и в кварталах, рядом с которыми располагаются пустыри или водоемы, служащие отличными отражателями звуковых волн".

Жители районов Бутово, Теплый Стан, Ясенево, Коньково, Тропарево, Беляево и Аннино, а также юго-востока столицы страдают от другой напасти - постоянного рева двигателей самолетов. "Рядышком аж три аэропорта: "Внуково", "Астафьево" и "Мячково", - пояснил изданию заслуженный летчик РФ Александр Акименков. - Воздушные пути самолетов пересекаются, и, чтобы избежать столкновений, диспетчеры корректируют маршруты и пускают борта над столичными окраинами. Рядом с аэропортом "Мячково" вообще находиться страшно: огромное количество маленьких спортивных самолетов взлетает практически одновременно".

То, что такая проблема существует, подтверждают и городские власти, которые уже готовят специальные меры. "Чтобы отслеживать воздушные источники шума, мы собираемся построить три станции, - рассказала и.о. директора ГПУ "Мосэкомониторинг" Полина Захарова. - Специальное оборудование позволит вычленить из городского шума звук турбин и определить направление движения самолета. У нарушителей будут проверяться технические документы, соответствуют ли они нормативам, а если будет доказано, что самолет летел над территорией города, авиакомпанию ждут серьезные санкции - вплоть до лишения лицензии". Однако на то, чтобы эта система заработала, потребуются месяцы, признают экологи.

Нелегко приходится и жителям кварталов, примыкающим к железным дорогам. А тем, кто живет в Южном Бутове, и подавно: в соседней Щербинке, оказывается, есть полигон, где испытывают на прочность железнодорожные составы.

Из этой же серии - шум от столичной подземки. К примеру, жители нескольких домов района Крылатское утверждают, что недавно открытая станция "Строгино" обрушивает на них огромные звуковые волны, и от каждого проезжающего поезда в их квартирах возникает мощная вибрация.

Однако представители метрополитена уверяют, что они к шумовой атаке на москвичей не имеют никакого отношения. "Для железнодорожных путей и подвижных составов вибрация более характерна, чем шум, - заявил "НИ" начальник пресс-службы Московского метрополитена Дмитрий Головин. - Например, на той же Филевской линии больше шума от Киевской-Сортировочной, чем от метро". Впрочем, москвичам от этого не легче: по мнению медиков, вибрация от подземки лишь усугубляет вредное влияние шума от наземного транспорта на здоровье человека. "Восприятие звуковых колебаний может осуществляться не только органами слуха, но и через кожный покров, - рассказала сурдолог Элина Саркисова. - Это раздражает, помимо барабанных перепонок, организм в целом. Однако длительное систематическое раздражение слуха особенно вредно".

Вторым по значимости после транспорта источником шума, по данным экспертов, являются стройплощадки. "Строительство новых домов ведется в непосредственной близости от жилых, от этого никуда не деться, - рассказала изданию Полина Захарова. - Официально правительство выдает разрешение на строительные работы в ночное время, но только те, что не связаны с шумом. Однако это условие часто не соблюдается. К нам по горячей линии поступает множество жалоб, и уже целый ряд строительных компаний был оштрафован за эти нарушения. Но ситуация осложняется тем, что закон не запрещает выдавать им разрешения на работы повторно".

Нельзя забывать и о таком факторе, как человеческий: к примеру, шумные гуляния на улицах, музицирование соседей, нескончаемый ремонт. Опасно для здоровья и частое прослушивание тяжелой музыки, от которого могут возникнуть повышенная возбудимость и даже депрессия. "Но самое опасное - инфразвук, который вступает в резонанс с внутренними органами и может их повредить", - отмечают медики.

Но самое печальное заключается в том, что ни один закон не защищает москвичей от "акустического мусора". Единственный существующий нормативный акт оговаривает ответственность за шум только в ночное время. Речь в нем идет о семи часах - с 11:00 до 06:00. Однако закон этот нарушается сплошь и рядом, а уж об остальной части суток и говорить не приходится. Эту проблему должен решить законопроект, который сейчас находится лишь в стадии общей концепции, пишут "НИ". "В нем будет четко прописаны определение шума, способы его фиксации, предельно допустимые нормы, а также формы ответственности нарушителей, - сообщила председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике Вера Степаненко. - На практике это будет выглядеть так: допустим, шумит магистраль. После измерения уровня шума специальной комиссией принимаются меры к его уменьшению. Если звук зашкаливает - установка либо стеклопакетов на окна, либо шумозащитных экранов". Однако многие специалисты настроены весьма скептически: по их мнению, проведение работ по уменьшению уровня шума в столице - слишком дорогое, долгое и сложное мероприятие. "В сегодняшнем мире "коротких денег" о радикальном решении проблем акустического комфорта остается только мечтать", - резюмирует архитектор Михаил Хазанов. И с ним трудно не согласиться...

Выбор читателей