Бронза Ахатовой и демарш Тихонова

Телетрансляции седьмого этапа Кубка мира по биатлону, проходившего в южнокорейском городе Пхенчхан, дали обильную пищу для размышлений - в первую очередь вовсе не биатлонных




Телетрансляции седьмого этапа Кубка мира по биатлону, проходившего в южнокорейском г. Пхенчхан, дали обильную пищу для размышлений - в первую очередь вовсе не биатлонных. Все, конечно, помнят, что именно этот город (наряду с Зальцбургом) проиграл Сочи в споре за право принять Зимнюю Олимпиаду 2014 года. Если насчет Зальцбурга ни у кого из болельщиков и экспертов сомнений не было - высочайшее качество трасс, спортсооружений и инфраструктуры австрийских курортов общеизвестно, - то о далеком южнокорейском центре зимних видов спорта в России знали меньше.

И что же мы увидели? Да примерно то же, что и ожидали, - высочайший класс организации состязаний и подготовки биатлонной трассы. Да, скажут многие, трасса очень сложная по рельефу. Два буквально "скоростных спуска" на второй половине дистанции стали для многих биатлонистов непреодолимым препятствием, и падений на быстром скольжении вниз было предостаточно. С другой стороны, это высветило сложности лыжной подготовки спортсменов. С третьей - дистанция очень зрелищная, и когда два - три биатлониста соревнуются едва ли не в горнолыжном стиле, мне кажется, это придает биатлонному зрелищу невероятную динамику.

К тому же трасса прекрасно освещена, а поскольку почти все гонки проходили по вечерам, мы имели возможность убедиться, что и в организационном аспекте биатлонный комплекс готов к состязаниям на самом высоком уровне.

А теперь попробуйте сегодня провести биатлонные состязания в Сочи. И объясните же, наконец, какие такие сумасшедшие аргументы заставили олимпийских отборщиков отдать свои голоса "макету макета" - по-иному нынешние сочинские планы и не назовешь. Ну, по крайней мере, мы знаем, что резервы у МОК имеются...

Возвращаясь к собственно биатлону, с горечью отметим, что большинства сильнейших биатлонистов мы в Пхенчанге не увидели. После яркого и напряженного чемпионата мира большинство из них рассудили, что тратить силы на перелеты сначала в Корею, а затем на следующий этап в Россию нецелесообразно. Не было на седьмом этапе норвежца Бьорндалена, немки Вильхельм, россиян Круглова, Юрьевой и Слепцовой, многих других представителей биатлонной элиты.

Такая ситуация, как правило, дает возможность "вторым номерам" сборных показать все свои возможности, а отстающим в зачетах Кубка мира пополнить очковый багаж. У российских спортсменов, отлично выступивших на чемпионате мира в Эстерсунде, были все основания продолжить успешные выступления. Однако россияне показали далеко не самый выдающийся результат: в пяти гонках завоевана лишь одна бронзовая медаль, которую получила вернувшаяся в большой биатлон Альбина Ахатова, ставшая третьей в гонке преследования.

Особенно красноречивым выглядит провал мужской сборной России, в составе которой были все сильнейшие, кроме Круглова. В двух гонках (спринте и гонке преследования) лишь однажды россиянин - а именно, Андрей Прокунин - смог войти в десятку, заняв в спринте девятое место. Чемпион мира Максим Чудов в спринте был 33-м, а в гонке преследования по болезни не участвовал.

Один из тренеров сборной России Александр Селифонов посетовал на сложности акклиматизации, но это объяснение выглядит как-то слишком просто. Ведь условия для всех одинаковы, а, например, норвежец Эмил Хегле Свендсен, немец Микаэль Грайсс, его соотечественница Магдалена Нойнер или француженка Сандрин Байи в Корее выглядели просто замечательно. Возможно, есть тренерские просчеты в подготовке россиян, возможно, сказался менталитет, или есть еще какие-то причины - ясно лишь, что репутация команды при такой нестабильности серьезно пошатнулась. "Не показались" и молодые российские биатлонисты: Оксана Неупокоева, уже выступавшая на чемпионате мира, и Анна Кунаева, которой предстоит серьезная стрелковая "работа над ошибками".

Что же касается результатов, то спринт у женщин выиграла Нойнер, "пасьют" - Байи. У мужчин победителями стали соответственно Свендсен и Грайсс - и ничего удивительного или неожиданного в этом составе победителей нет. Все они опытные и заслуженные спортсмены, кроме, быть может, Свендсена - но он уже чемпион мира и ближайший лидер своей сборной.

Россияне такой почин опытных биатлонных держав не поддержали, хотя могли сделать это в неолимпийской дисциплине - смешанной эстафете. Буквально накануне старта началась "чехарда" с составом - Ахатова бежать отказалась, Татьяна Моисеева подвернула ногу, а заменившие их Неупокоева и Кунаева с задачей явно не справились. Немного поправили дело мужчины: усилиями Андрея Прокунина и Андрея Маковеева Россия вышла на четвертое место, но все же осталась с единственной медалью на этапе. Выиграли же эстафету норвежцы. Вряд ли российских болельщиков утешило провальное восьмое место сборной Германии - у нас своих проблем пока хватает перед домашним этапом, который пройдет в Ханты-Мансийске с 6 по 9 марта.

И в завершение - об очередном демарше, устроенном президентом Союза биатлониств России Александром Тихоновым. К счастью, на этот раз его гнев был направлен не против своих спортсменов и тренеров. Вспомнив печальную историю с поломкой винтовки Альбины Ахатовой на чемпионате мира, Тихонов заявил, что винтовки немецкой фирмы "Аншутц" имеют общеизвестное слабое место - боек затворного механизма. "В свое время нашему оружию не было равных в мире. Я предлагаю перевооружить национальную сборную и заменить "Аншутц" на ижевскую винтовку "Биатлон 7-4", - заявил Тихонов. Стоит, конечно, посмотреть, каким контрактом связана сборная России с известнейшей и солиднейшей немецкой фирмой, созданной во второй половине XIX века. Но в любом случае корректность высказываний точно так же влияет на репутацию российского спорта, как и откровенный провал спортсменов после откровенного успеха на чемпионате мира.

Выбор читателей