На далекой планете нашлись зачатки жизни

Астрономы впервые обнаружили углеродсодержащее соединение за пределами Солнечной системы. Оно имеется в атмосфере HD-189733b - планеты, раскаленной до температуры плавления серебра

Астрономы совершили поразительное открытие, впервые обнаружив за пределами Солнечной системы углеродосодержащую молекулу - метан, состоящий из углерода и водорода. Это простейшее из всех возможных органических соединений присутствует в атмосфере планеты, удаленной от Земли на 63 световых года.

Увы, как утверждают специалисты, небесное тело под названием HD-189733b, на котором обнаружены углеродосодержащие соединения, слишком горячо для того, чтобы на ней могла существовать жизнь. Это вдвойне прискорбно для тех астрономов, которые занимаются поисками пригодных для обитания планет в космическом пространстве: на HD-189733b имеется и вода, так что ее шансы стать "второй Землей" были бы - при более подходящей температуре - весьма высоки.

Этот небесный объект, расположенный в созвездии Лисичка, по размеру сходен с Юпитером, но находится ближе к своей звезде, чем Меркурий - к Солнцу. Температура там достигает +900°С - при таком нагреве плавится серебро, так что ни о каком присутствии жизни на раскаленной планете нечего и мечтать. Одна из участниц научного проекта Джоанна Тинетти из Лондонского университетского колледжа описала HD-189733b как "газовый гигант, очень похожий на наш Юпитер, но обращающийся очень близко к своей звезде". По словам исследовательницы, "тамошний метан - хотя мы и можем называть его органической компонентой, - произведен не жизнью: для жизни там чересчур горячо".

С другой стороны, наличие углеродосодержащего соединения ученые сочли крайне важным этапом поиска обитаемых миров. Дело в том, что метан при определенных обстоятельствах играет принципиальную роль в процессе так называемой добиологической эволюции. Речь идет о химических реакциях, которые необходимы для дальнейшего формирования различных форм жизни. "Это чрезвычайно важная веха на пути к постепенной каталогизации предбиологических молекул на планетах, на которых может существовать жизнь", - утверждает один из исследователей, Марк Суэйн.

Поиски планет земного типа ведутся учеными не первый год. В основном внимание астрономов сконцентрировано на так называемой Goldilocks zone, или "зоне Златовласки", где планеты удалены от своих звезд ровно настолько, чтобы их температура - не слишком высокая, но и не низкая, - позволяла воде существовать в жидком агрегатном состоянии. Энтузиазм ученых подогревает надежда на присутствие жизни за пределами Солнечной системы, которое позволило бы землянам через несколько столетий после ее обнаружения возвести своего рода галактический форпост. На сегодняшний день известно около 270 планет, находящихся в других звездных системах, но подробных данных (кроме массы и параметров орбиты) о них практически нет.

Важность обнаружения метана в атмосфере HD-189733b заключается в первую очередь в том, что тем самым электронные космические телескопы современного поколения - "Хаббл" и "Спитцер" - в принципе способны при помощи спектроскопии засекать органические молекулы и в других планетах за пределами Солнечной системы.