Генпрокурор настаивает на создании "российского ФБР"

Выступая с отчетом о работе Генпрокуратуры за 2007 год, Юрий Чайка раскритиковал существующее в правоохранительных органах положение дел и выступил в поддержку идеи создания Единого следственного комитета




В последний рабочий день уходящей недели генеральный прокурор России Юрий Чайка выступил с отчетом о работе своего ведомства за 2007 г. перед верхней палатой парламента. Главными приоритетами Генпрокуратуры он назвал конституционную законность, национальные проекты, обеспечение социальных прав граждан и экологической безопасности, а также борьбу с коррупцией. Однако последняя, по его словам, ведется крайне неэффективно.

"Серьезного внимания требует организация деятельности всех правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупционными преступлениями, - отметил Чайка. - В прошедшем году количество выявленных преступлений снизилось почти на 3%". При этом он посетовал на то, что до настоящего времени в нашей стране нет соответствующих нормативных актов, предусмотренных конвенцией ООН по борьбе с коррупцией, которую Россия ратифицировала в 2006 году. "Не подготовлены необходимые изменения в действующее законодательство, нормы конвенции не имплементированы в национальное право", - добавил генпрокурор.

Еще одной проблемой правоохранительных органов в России, по мнению Юрия Чайки, является необоснованно высокое количество арестов, применяемых в качестве меры пресечения для подозреваемых. По его словам, таким образом правоохранительные органы сами прививают обществу уголовную и тюремную субкультуру. Глава ведомства отметил, что число жалоб граждан по вопросам следствия выросло в два раза и продолжает расти, а это является одним из основных признаков неблагополучия.

"Сейчас под стражу берется свыше 30% обвиняемых в преступлениях небольшой и средней тяжести, а впоследствии более 70% из них получают меру наказания, не связанную с лишением свободы", - отметил генеральный прокурор. По его словам, к аналогичным выводам пришел и Европейский суд по правам человека в Страсбурге. "Европейский суд вынес ряд решений по жалобам граждан России, в которых сделан однозначный вывод о том, что сама по себе тяжесть совершенного преступления не является безусловным основанием для ареста граждан, а за это с нас взыскиваются немалые средства", - подчеркнул Чайка.

Особое внимание генпрокурор обратил на соблюдение прав детей в современном российском обществе. "Проблемы, связанные с ростом числа детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время вызывают особую тревогу и боль, - считает Чайка. - Как показывает прокурорская практика, главными причинами детской безнадзорности и беспризорности остается семейное неблагополучие. Растет число родителей, которые не исполняют должным образом свои обязанности по содержанию и воспитанию детей. Ежегодно в стране выявляется более 100 тысяч несовершеннолетних, живущих в неблагополучных семьях. Возрастает число детей, изъятых из семьи в связи с царящей там нетерпимой асоциальной обстановкой и проявлениями по отношению к ним насилия и жестокости. В 2005 г. изъято почти 70 тысяч детей, в 2006 - 74, а в 2007 - почти 78 тысяч".

Что касается реформ в следственных органах, то генеральный прокурор по-прежнему настаивает на создании Единого следственного комитета. "Это абсолютно правильно, что происходит разделение следствия и надзора, - отметил Юрий Чайка. - Это шаг вперед. Я был и остаюсь сторонником Единого следственного комитета". В то же время генпрокурор подчеркнул, что необходимо сохранять баланс между следствием и надзором, и посетовал, что в действующем законодательстве заложен конфликт между следователем и прокурором. По его словам, это, в частности, связано с отсутствием механизма реализации полномочий прокуроров по надзору за следствием. "Например, следователь не обязан предоставлять прокурору материалы уголовного дела для проверки, и начинается пикировка, вплоть до генерального прокурора", - добавил Чайка.

Напомним, что идея создания в России эдакого аналога американского Федерального бюро расследований (ФБР) - Единого следственного комитета, в состав которого могут войти следственные подразделения при прокуратуре, МВД и наркоконтроле, - уже не первый месяц обсуждается в экспертном сообществе и в СМИ. И если генеральный прокурор РФ поддерживает эту идею, то его коллега, глава Следственного комитета Александр Бастрыкин относится к ней скептически. "Больше - это не всегда есть эффективно и лучше", - заявил он на днях. По словам Бастрыкина, создание Единого следственного комитета лишь осложнит работу следователей. Что ж, сколько людей, столько и мнений.

Выбор читателей