Прокуроры пошли в решительную атаку

Отношения между Генпрокуратурой и Следственным комитетом при прокуратуре РФ остаются сложными. Сегодня стало известно о готовности прокуроров провести масштабную проверку деятельности СК




Отношения между Генпрокуратурой и Следственным комитетом при прокуратуре РФ остаются сложными. Сегодня стало известно о готовности прокуроров провести масштабную проверку деятельности СК. Соответствующее распоряжение направлено во все прокуратуры субъектов федерации, в том числе, в военные и специализированные.

Генпрокуратура определяет свои действия как "плановые". Анализу подвергнется работа Следственного комитета за весь недолгий период его существования - с 7 сентября по 31 декабря. Прокуроры намерены оценить эффективность кадровой политики и управления комитетом, соблюдение законности при проведении и организации следственных мероприятий. Важным моментом при осуществлении проверки станет оценка результативности расследования убийств и коррупционных дел. От результатов такого контроля может зависеть дальнейшая судьба Следственного комитета, если эффективность его работы окажется меньшей, чем результаты прокурорского следствия до момента создания особой правоохранительной структуры.

Напомним, что Следственный комитет при прокуратуре РФ был создан на основании закона, подписанного Владимиром Путиным 5 июня 2007 г., и начал свою работу 7 сентября. Руководителем СК был назначен замгенпрокурора Александр Бастрыкин. К ведению Следственного комитета были отнесены вопросы предварительного следствия, в том числе, право возбуждать уголовные дела. К главе СК от генпрокурора перешло право возбуждать дела в отношении так называемых спецсубъектов - бывшего президента России, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, федеральных судей и прочих высоких чиновников. В состав СК были переведены все следователи, прокуроры-криминалисты и часть надзирающих прокуроров. Создание нового правоохранительного органа объяснялось необходимостью разделения процессуальных функций - предварительного следствия, надзора за ним и поддержания обвинения в суде.

Если какие-то подводные камни в отношениях между Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом и существовали, то в полной мере проявились они в ходе расследования дела замминистра финансов России Сергея Сторчака. Генпрокуратура отменила постановление СК о возбуждении второго уголовного дела против арестованного чиновника. Следователи действия Генпрокуратуры решили обжаловать в суде, о чем направили уведомительное письмо в адрес Юрия Чайки. Генеральная прокуратура приняла решение о комплексной проверке деятельности СК.

По слухам, противостояние между следователями и прокурорами - еще одно проявление войны, разгоревшейся между различными бюрократическими кланами и силовыми структурами. Дело Сторчака в этом смысле так же симптоматично, как и дело генерала Бульбова, за которым видят конфликт между ФСБ и ФСКН.

В самом факте создания Следственного комитета, фактически дублирующего Генпрокуратуру, и передачи руководства им человеку из ближнего круга президента РФ некоторые аналитики склонны были видеть проявление междоусобной войны потенциальных преемников. Генеральная прокуратура грозила превратиться в мощное оружие одной из групп политической элиты, претендующей на лидерство. Создание же новой правоохранительной системы не только, казалось бы, создавало систему сдержек и противовесов, но и угрожало кадровыми чистками особо ретивым борцам за власть.

Генпрокурора Юрия Чайку относят к тому же бюрократическому клану, что и министра финансов Алексея Кудрина. Последний арестом своего заместителя крайне недоволен. Считается, что для нанесения ответного удара по позициям Следственного комитета он мог привлечь авторитетных Грефа и Чубайса. Возможно, пресловутое интервью бизнесмена Шварцмана с обвинениями в адрес группы "силовиков" из окружения Игоря Сечина и Сергея Иванова - результат долгоиграющей многоходовки.

Руководителя Следственного комитета Александра Бастрыкина молва относит к группе "питерских" и считает человеком, близким Сергею Иванову. А в свете последних событий в политической жизни страны позиции Иванова выглядят менее перспективными. Пока вопрос с определением преемника Путина только разыгрывался, в конфликте между Генпрокуратурой и СК верх брала то одна сторона, то другая. Теперь Россия и мир обрели гарантии стабильности и продолжения курса президента Путина. Но война между политическими группировками еще не окончена. От того, как будут развиваться военные действия, и зависит дальнейшая судьба Следственного комитета при прокуратуре.

Выбор читателей