Глава Следственного комитета против "российского ФБР"

Александр Бастрыкин раскритиковал идею создания Федеральной службы расследований и рассказал о том, как идут расследования самых громких уголовных дел последнего времени


Bastrykin.ru



Осенью этого года в России планируется создание аналога американского ФБР - Федеральной службы расследований. Ее основной задачей станет объединение следственных органов всех силовых ведомств.

В российских СМИ неоднократно появлялась информация о том, что создание нового ведомства уже одобрено на самом высшем уровне, однако пока остается невыясненным вопрос: кто возглавит создаваемую службу? Между тем один из называемых кандидатов - председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ (СКП) Александр Бастрыкин - считает, что создание в России единого органа вместо существующих сейчас нецелесообразно.

"Я очень осторожно отношусь к этой идее. Много - это не лучше. Если мы соберем 120 тысяч следователей, то обеспечить их эффективную деятельность будет сложнее, чем когда их 20 тысяч (как сейчас в СКП)", - заявил Бастрыкин. По его словам, в СКП информации о планах создания единого Следственного комитета не поступало.

Также Бастрыкин обратил внимание на финансовый аспект возможной реформы. "Сейчас следователь СКП получает в два - три раза больше, чем следователь в МВД и ФСКН. Если объединять (следователей), то придется приравнивать их зарплату к нашей. Представьте, какие это будут затраты для государства", - сказал он. Кроме того, по мнению главы СКП, создание отдельного органа, оторванного от оперативных служб, отрицательно скажется на его работе.

"Такой опыт уже имелся в конце 50-х гг. прошлого века. Это продлилось всего два с половиной года. Прокуратура оказалась изолированной", - напомнил Бастрыкин. Таким образом, высказавшись против создания аналога американского ФБР, председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ высказал мнение, которое, по сути, идет вразрез с мнением Кремля.

Высказав критику в адрес создаваемого ведомства, Александр Бастрыкин перешел к последним новостям о расследовании громких уголовных дел. Так, по его словам, сыщикам известно, где искать подрывника "Невского экспресса". Уже в ближайшее время дело может быть направлено в суд.

Что касается другого взрыва - в автобусе в Тольятти, - то он не был терактом, это проделка душевнобольного студента. Помимо этого, сегодня Бастрыкин направил на новую проверку материалы по делу о смерти обозревателя "Новой газеты" Юрия Щекочихина. Также глава Следственного комитета сообщил, что при его ведомстве будут созданы подразделения по борьбе с коррупцией и экстремизмом.

В любом случае стоит отметить, что, несмотря на публичное отрицание первыми лицами государства наличия конфликта между Следственным комитетом и Генпрокуратурой, очевидно, что решение о реформировании следственных органов принято не спонтанно и имеет под собой серьезные основания и расчеты. Считается, что к моменту создания СК прокурорское следствие прекрасно себя зарекомендовало. К числу его побед поспешили причислить раскрытие убийств банкира Козлова и журналистки Политковской. От главы Следственного комитета ожидали такой же эффективной работы. Но до сегодняшнего дня в качестве карьерных успехов Александра Бастрыкина называли только близкое знакомство с действующим президентом России. Именно этот козырь должен был сработать для него и в случае создания Федеральной службы расследований.

Критическая оценка идеи создании ФСР, прозвучавшая из уст главы СК, скорее всего, свидетельствует не о том, что новый проект вызывает сомнения или перестал казаться интересным. Наиболее вероятно, что позиции самого Александра Бастрыкина как потенциального руководителя ФСР уже не столь предпочтительны. Более того, складывается впечатление, что отчитаться об эффективности расследования дел подрыва "Невского экспресса" и автобуса в Тольятти, о возвращении на дополнительную проверку дела Юрия Щекочихина, о создании нового подразделения по борьбе с экстремизмом и усилении борьбы с коррупцией для Александра Бастрыкина крайне важно для сохранения позиций главы ведомства.

Уже после обнародования планов по созданию единого следственного ведомства и взвешивания шансов различных претендентов на должность его руководителя, некоторые аналитики заметили, что параллельные инициативы по реформированию Следственного комитета при МВД России и учреждению Департамента дознания МВД РФ свидетельствуют об усилении позиций этого ведомства в определении будущего ФСР. Кроме того, в отличие от СК и Генпрокуратуры, МВД в последнее время не попадало в эпицентр межгрупповых конфликтов, между ее подразделениями прекрасно отлажено взаимодействие и сотрудничество.

Этот фактор, действительно, может оказаться ключевым для Кремля, ведь реформа направлена, в том числе, и на упразднение многочисленных разногласий между силовыми ведомствами. В этом случае открытым остается вопрос о ключевом контроле над новой структурой со стороны ФСБ, чьей креатурой в деле ФСР считается Александр Бастрыкин.

Выбор читателей