Напугали Россию Польшей...

Россию вынуждают идти на уступки, ей становится все труднее свыкаться с этой мыслью, сложнее принимать эффективные решения для обеспечения национальных интересов. Но выбирать, похоже, не из чего




На пути переговоров между Россией и Евросоюзом по новому соглашению о сотрудничестве могут появиться дополнительные осложнения. В СМИ, со ссылкой на интервью президента Польши Леха Качиньского, появилось сообщение о том, что Польша не снимет вето с переговоров между сторонами, пока страны-члены ЕС не допустят к Плану действий по присоединению к НАТО (ПДЧ) Грузию и Украину. Позднее было обнародовано опровержение, но мотивы возникновения подобных слухов и сами по себе интересны.

Казалось бы, непосредственным адресатом ультиматума, в случае, если таковой все же имел место, является не Россия, а Европейский союз. Однако по итогам недавнего саммита НАТО в Бухаресте хорошо известно, что именно нежеланием осложнять отношения с российскими властями, активно выступающими против вхождения Киева и Тбилиси в Североатлантический альянс, обосновано отрицательное голосование ряда стран ЕС по этому вопросу. Варшава, например, считает это очевидным и недопустимым для общеевропейской политики.

Польша не отрицает значимости переговорного процесса и необходимости заключения нового соглашения между ЕС и Россией, но ее позиция по этому вопросу не зависит от смены президента у восточного соседа. Варшава открыто выражает недоверие к позиции России и вполне может провести прямую корреляцию между расширением состава НАТО и перспективами сотрудничества между Россией и Евросоюзом.

Напомним, срок действия Договора о сотрудничестве истек в декабре 2007 г., но его действие было продлено еще на год. Своевременно подготовить и принять новый вариант соглашения не удалось из-за польского вето на переговоры, поводом для которого послужил запрет на экспорт в Россию мясной продукции из Польши. Ожидалось, что все разногласия будут сняты после успешного разрешения спорного вопроса. Недавно российские границы вновь открылись для польской сельхозпродукции. Премьер-министр Польши Дональд Туск отметил это радостное для страны событие заявлением о том, что теперь Польша не будет препятствием для переговоров между Россией и ЕС.

Этот факт был незамедлительно зачислен в копилку достижений российской дипломатии. Отдельные эксперты сочли победой и отказ Украине и Грузии в ПДЧ, несмотря на то что на саммите НАТО было обещано вернуться к этому вопросу в самом ближайшем будущем, возможно, уже в декабре 2008 года. Фактически это означает, что Киеву и Тбилиси членство в Альянсе уже гарантировано. От России если что и зависит, то, возможно, только сроки реализации этого намерения. В Москве это прекрасно понимают и нервничают. Вряд ли фраза министра иностранных дел Сергея Лаврова о том, что Россия будет делать все возможное, чтобы не допустить кооптации Украины и Грузии в НАТО, и угроза неизбежным осложнением отношений с Альянсом в целом, с ведущими его членами и соседями могут быть восприняты как риторика победителя в сфере дипломатии.

Ультиматумом Москве Лех Качиньский мог бы добавить себе авторитета и веса как на внутренней, так и на международной политических аренах. Вполне понятный расчет для политика с падающим рейтингом, желающего оставаться на плаву как можно дольше. К тому же у Качиньского репутация экспрессивного и непоследовательного человека.

Еще с большим успехом президент Польши, по собственной инициативе или по подсказке из Брюсселя, мог бы озвучить мнение, общее для большинства стран-членов ЕС и НАТО. Для данной миссии Польша подходит как нельзя лучше. Во-первых, эта страна сама недавно членствует в обоих союзах, и позиции соискателей ей близки и понятны. Во-вторых, резкости в обращении с Россией официальная Варшава не боится, это всем известное государство-русофоб. История непростых польско-российских отношений уходит корнями в глубь веков. Польша всячески дистанцируется от всего, что хоть в малой степени может поставить ее в зависимость от России и российского.

Сомнения относительно нового соглашения с Москвой высказывают также многие восточноевропейские страны. Они настаивают на дополнении переговорного мандата Еврокомиссии пунктом о безопасности энергетических поставок. Эта тема особенно болезненна для Прибалтики. Восточная Европа рассчитывает получить от России гарантии на стабильность энергопоставок взамен на положительное голосование о начале переговоров.

Кроме того, Россия подвергается критике из-за проблем с демократией и обеспечением прав человека. ЕС надеется использовать переговоры с Москвой для урегулирования большей части спорных вопросов и оказания давления на российские власти.

Вполне вероятно, что Польша или иное восточноевропейское государство предъявит, при желании, новые основания для блокирования переговорного процесса между Россией и Евросоюзом и после того, как Украина и Грузия присоединятся к НАТО. Повод найти будет легко, тем более, если кремлевская дипломатия будет по-прежнему несдержанной на угрозы в адрес ближайших соседей.

Россию вынуждают идти на уступки. Свыкаться с этой мыслью и принимать наиболее эффективные для обеспечения национальных интересов решения становится все труднее. Но выбирать, похоже, не из чего: США двигают к российским границам ПРО, у Китая свои виды и планы на российские сырьевые ресурсы, ЕС зачастую склонен принять любое решение, если оно противоположно мнению России. Москве придется выбирать друзей исключительно среди недоброжелателей.

Выбор читателей