Правительство нашло применение сбережениям россиян

На совещании по вопросам транспорта премьер-министр страны Владимир Путин одобрил предложение госкорпорации "Банк развития" об инвестировании пенсионных накоплений, находящихся под ее управлением, в инфраструктурные проекты




Правительство РФ нашло способ увеличить доходность накоплений так называемых "молчунов" - 40 миллионов россиян, которые до сих пор не перевели свои средства в частные пенсионные фонды и управляющие компании. Вчера на совещании по вопросам транспорта премьер-министр страны Владимир Путин одобрил предложение госкорпорации "Банк развития" (ВЭБ) об инвестировании пенсионных накоплений, находящихся под ее управлением, в инфраструктурные проекты.

В настоящее время ВЭБ управляет 350 млрд рублей. Все бы ничего, но эти средства, принадлежащие тем самым "молчунам", в основном размещаются в госбумагах с низкой доходностью. "Это длинный ресурс, и, если решение о выпуске инфраструктурных облигаций, обеспечении их госгарантиями будет согласовано и принято, частично ресурс пенсионных накоплений может быть использован для инвестирования в эти средства", - заявил на совещании глава "Банка развития" Владимир Дмитриев. "Это, естественно, можно сделать, потому что во всех развитых экономиках этот инструмент применяется, - ответил Путин. - Единственное требование - абсолютная гарантия вложений и доходности".

Предложение главы "Банка развития" несколько конкретизировал глава Минтранса Игорь Левитин. По его словам, речь идет о частичном использовании пенсионных накоплений граждан на выпуск "инфраструктурных облигаций". "Внешэкономбанк и Сбербанк предложили использовать части пенсионных накоплений, которые будут востребованы за пределами 2020 г., и под них выпускать инфраструктурные облигации", - сказал министр. По его словам, эта схема является "распространенным мировым опытом", применяемым в западных странах, поэтому глава правительства не высказал по этому вопросу никакого несогласия. Владимир Дмитриев, впрочем, "инфраструктурных облигаций" не назвал, перечислив лишь депозиты в коммерческих банках, облигации "надежных заемщиков" и ипотечные бумаги, не гарантированные государством.

Каким образом государство планирует предоставлять государственные гарантии под "инфраструктурные облигации" и аналогичные инструменты инвестирования в сверхкрупные проекты в этой области, пока не понятно, ведь средства пенсионных накоплений, о которых идет речь (это даже не 350 млрд руб., а потенциально гораздо большие суммы - вплоть до 0,5 трлн руб.), вряд ли могут быть напрямую обеспечены доходами бюджета. Тем не менее эксперты в целом одобряют идею ВЭБ, но опасаются, что доходность вложенных средств будет низкой.

"Мы видим, что вложенные пенсионные деньги в ВЭБ тают из-за инфляции, - отметил в интервью газете "КоммерсантЪ" руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. - Вложение этих средств в инфраструктурные проекты - идея правильная. Но возникает вопрос доходности. Мы построим дороги - это хорошо. Но что получат будущие пенсионеры? При вложении пенсионных средств в объекты необходимо зафиксировать прибыли. Возможен вариант фиксированного или плавающего процента, например, инфляция плюс 2%. Конечно, платить этот процент будут из федерального бюджета, но в целом схема правильная". Однако еще более правильным, по его мнению, было бы отдать эти деньги не государству или госкорпорациям, а бизнесу. "Государство не должно строить дороги, это должен делать бизнес при поддержке государства, в том числе и с использованием пенсионных средств, - отметил Гонтмахер. - Именно такая схема применяется в развитых странах".

В свою очередь, руководитель Института социальной политики ВШЭ Сергей Смирнов отмечает, что "рисков потери средств при вложении их в инфраструктуру не будет абсолютно никаких, если будут госгарантии". "Но при этом там возникает достаточно много проблем, главная из которых - доходность, - отмечает он. - Сейчас доходность пенсионных денег ВЭБ смехотворная: если бы деньги лежали на депозитах, то доходность была бы гораздо выше. Если средства будут закачаны в строительство дорог, то кто даст гарантии, что, к примеру, строящаяся сейчас дорога с запада России на восток даст такую-то отдачу, то есть как будет происходить приумножение средств? Развивать инфраструктуру и строить дороги необходимо, но зачем за счет средств пенсионеров?.." Что ж, как говорится, хозяин (читай - государство) - барин...

Выбор читателей