В Тбилиси еще не знают плана Сухуми

О том, что абхазы предпримут в случае вооруженного вторжения, рассказал корреспонденту "Yтра" в эксклюзивном интервью министр обороны республики Мираб Кишмария




Взрывы в Абхазии и предложения Тбилиси о разделе непризнанной республики на зоны влияния, отвергнутые абхазским руководством, заставили говорить о неизбежности нового столкновения. О том, что абхазы предпримут в случае вооруженного вторжения, рассказал в интервью "Yтру" министр обороны республики Мираб Кишмария.

"Yтро": Правда, что в республике готовились к удару со стороны Грузии еще в мае?

Мираб Кишмария: Да, вероятность вторжения была высокой. Их остановила активность России. Знаете, каждый политик хочет попробовать поиграть в войну. Но кроме политиков в Грузии есть люди, которые прошли через это. А второй раз им не хочется бежать.

"Y": У абхазских военных есть план ответного удара на случай атаки?

М.К.: Да, есть, я этого не скрывал и не буду скрывать. В случае нападения пойду и ударю по Зугдиди. Но это не значит, что с войсками пойду. Если они войдут, мы появимся в Кутаиси. Это на сто процентов.

"Y": В Грузии заявляют, что абхазская армия небоеспособна.

М.К.: В прошлый раз мы ничего не имели и что-то сделали, а сегодня кое-что имеем. Мы тоже не спим. Если у нас старье, то как мы сбиваем их беспилотники? Вениками, что ли?

"Y": В Тбилиси говорят, что Россия сбивает.

М.К.: Пусть говорят, что хотят. Если скажу, что американцы сбили, вы мне поверите? Грузинские БПЛА сбивают граждане Абхазии. При чем здесь Россия? У нас насчет вооружения проблем нет. О том, что сейчас имеем, раньше и не мечтали. У меня достаточно сил и средств. Это и ПВО, и авиация, и с личным составом проблем нет.

"Y": Грузия наращивает и морскую группировку. В Абхазии готовы к нападению с моря?

М.К.: И дураку понятно, что они пойдут с моря, суши и с воздуха. Мы готовы к этому, есть силы для отражения нападения, обхода противника и нанесения ударов. Я не буду раскрывать планы. И если начнется война, какая разница, Россия нам помогает или Белоруссия? У нас в строй встанут все граждане Абхазии – абхазы, русские, армяне, грузины, мингрелы. Они (грузины – "Y") как видят русский вертолет, так начинается психоз, как видят где-то в штабе русского, так сразу кричат: "Российский офицер!". При чем здесь российский офицер? Наша армия интернациональна – у меня в Минобороны служит 15% грузин, в том числе из Гальского района! И воевали нормально. У меня в личной охране два грузина, и что дальше? В конце концов, у меня было пять жен, и все разной национальности!

"Y": В Кодорском ущелье остается военная группировка Грузии?

М.К.: У них там до 1300 человек находятся. Когда ооновцы проводят проверку ущелья, эти силы прячут. Нам известно это, в том числе, и по данным радиоперехватов. Вы были в Кодорском ущелье? Там такие места, что можно спрятать миллион человек. Местность позволяет. Но мы все видим, слышим и знаем. Знаем даже, куда каждый автомат кладется.

"Y": В 2001 г. именно из Кодорского ущелья прорвались к Сухуму боевики Гелаева. Сейчас угроза прорыва сохраняется?

М.К.: Не буду гадать, с какого наплавления пойдут. Мы ждем. Планировать можно одно, а на деле будет другое. Мы отдаем себе отчет, что грузинская разведка изучает наши ответные действия. Но у меня есть свой план. С Абхазией они не смогут ничего сделать. Разбомбить, разрушить, используя внезапность, смогут. Но в течение трех часов получат отпор. И война будет сильно отличаться от событий 1992 - 1993 годов.

"Y": В Тбилиси заявили, что вопрос по Абхазии военным путем могут решить за два часа.

М.К.: Если честно, не хочу столько про грузин говорить. У меня мать - грузинка, и я не хочу оскорблять их. У меня много друзей грузин. Это не значит, что весь грузинский народ что-то хочет с Абхазией сделать. Там еще есть умные головы и соображают, чем все это может для них закончиться. А на этот раз закончится очень плохо. Наши контрудары будут неожиданными. Пусть думают, что у нас старье, это даже хорошо. Любой объект, купленный за границей, уничтожается, взрывается, горит хорошо. И что дадут миллиарды, потраченные на корабль? Одно попадание - и он идет на дно.

"Y": Каждый резервист в Абхазии имеет автомат?

М.К.: И не один, а по два-три.

"Y": Но ведь и Грузия пошла по пути массированной подготовки резервистов. Саакашвили, вот, сто тысяч готов выставить.

М.К.: Лучше бы 200 тысяч - чем больше, тем лучше. Может, миллион в Абхазию запустят? Как ста тысячами они будут здесь управлять? В шеренгу их выстроят? У них там родители тоже есть. И что будет, когда трупы пойдут? Я знаю многих беженцев, они обустроились, пустили корни и в России, и на Украине, и не собираются воевать за кого-то из Тбилиси. Для чего человеку нужна вторая война, если он построил дом, открыл бизнес? Чтобы потерять жизнь? Мутят воду политики. Сами оружие в руки не берут, а посылают на смерть бедолаг.

Я не думаю, что в Грузии готовы к новой войне. Хотя у Саакашвили хватит ума пойти на авантюру... Можно даже красиво нарисовать, как взять высоту на карте. А вот кто исполнять будет?

"Y": В Грузии пропагандируют, что сопротивления в Абхазии не будет.

М.К.: Артистизм у них хороший. Они вообще хорошие ребята. Всегда за столом хлеб-соль накрывали. Они гостеприимнее абхазов, потому что у них это в крови. За столом с ними интересно. Но обниматься с ними никто не будет. У меня там два брата похоронены. Один без сердца. Над его трупом издевались. Вытащили сердце, сварили и заставили абхазцев есть...

"Y": Когда это произошло?

М.К.: В 1998 году. Брат Гоча был начальником поста по Гальскому каналу, погиб во время нападения. Тело вывезли в Зугдиди, в тюрьму, где и надругались.

...Мы не будем мириться, когда у них будут такие, как Дато Шенгелия. И таких, как я, тысячи. Детей в трубы заваривали. Я не говорю, что мы кристально чисты. Но наши кладбища говорят сами за себя. И при этом мы спокойно дали вернуться грузинским беженцам в Гали и Очамчирский район. У меня двоюродные братья живут на той стороне, прямо в Зугдиди.

"Y": Вы общаетесь с ними?

М.К.: Они не будут со мной общаться. Духом упали. Тяжело им. Братьев было четверо, двое погибли. Кому это надо?

"Y": Вы прошли Афганистан. С грузинскими "афганцами" контактируете?

М.К.: Они там избавились почти от всех кадровых советских офицеров. Набирают и готовят новых в Америке, Израиле и других местах, как раз для того, чтобы разрушить старые связи. И не дай бог, если ты связан с русскими, с Россией. Они, новые, русского, там более абхазца, за человека не считают. Со старыми офицерами легко говорить и находить общий язык, даже если мы и воевали против друг друга, а вот для новых молодых офицеров русский – это фашист. Американцам же они готовы ноги целовать.

"Y": Грузинские пехотные бригады обкатку в Ираке проходят...

М.К.: Я понял, что вы хотите спросить. У меня тоже готовится личный состав. Военных Абхазии готовят российские специалисты. Я им плачу по контракту. Разве мне кто-то может это запретить? Имею на это полное право. Да, у меня подготовлены разведбаты и другие структуры. Просто мы не делаем это открыто. Местность позволяет нам работать тихо. Мы делаем упор на офицерские кадры.

Американцы смеялись, когда мы воевали в Афганистане. А чего достигли там они сами? Что-то я не слышал, что грузины в Ираке или Афгане какие-то боевые операции проводят. Болтаются там с какой-то миссией, чью-то задницу охраняют... Их кто-то толкает на авантюру. А Саакашвили уйдет через пять лет.

"Y": Разве он не обещал вернуть Абхазию к 2013 году?

М.К.: Он потерял Абхазию и знать не знает, где она находится. Он не жил с абхазами. Шеварднадзе еще мог что-то сказать, а этот, по-моему, живого абхазца и в глаза не видел.

"Y": Пионером был в Сухуме точно.

М.К.: Э-э, пионерами мы много куда ездили, и что с того?

"Y": В случае агрессии Абхазия готова принять добровольцев, как в прошлую кампанию?

М.К.: Все будет нормально. Я разговаривал с "афганцами" из России – проблем с людьми не будет, как и с вооружением, которое не требует много обслуги. Ядерного оружия у нас нет, но серьезное есть. Сейчас пехота, кроме боев в городе, и разминирования, многого уже не решает.

"Y": А кто или что же решает в современном бою?

М.К.: Правильное использование сил и средств.

"Y": Абхазия готова стать буфером безопасности Олимпиады-2014 в Сочи?

М.К.: Мы согласны. У грузин не будут спрашивать, проводить Олимпиаду или нет. Я вообще за российские военные базы, за увеличение русского населения.

"Y": Не слышно, чтобы Россия согласилась разместить военные базы в Абхазии.

М.К.: У нас ничего открыто не делается. Это в Грузии 15 лет болтают, что пойдут в Абхазию. Сколько раз пытались, не получается. И чего добились? Мы не отдадим им Абхазию. Столько ребят здесь положили. Я сам был командующим фронтом. В кольце находился и знаю, как у нас появлялись танки, бэтээры, БМП. Отбирали у них же. Мы были в таком положении в блокаде в Очамчирском и Ткварчельском районах, что кормить было нечем весь фронт. Крапиву ели год и два месяца. Так что теперь ничего не боимся. Мое дело - воевать, и я готов к этому.

Выбор читателей