Отложенный статус отложенной войны

Как изменит ситуацию на Кавказе "отложенный статус" Абхазии? На этот и другие вопросы в эксклюзивном интервью "Yтру" отвечает военный эксперт Алексей Ващенко


ФОТО: Юрий Котенок



Как изменит ситуацию на Кавказе "отложенный статус" Абхазии, о принятии которого заговорили после слушаний в Госдуме по непризнанным республикам? На этот и другие вопросы в эксклюзивном интервью "Yтру" отвечает военный эксперт Алексей Ващенко.

"Yтро": Слушания в Госдуме показали, что Россию устраивает не признание Абхазии и Южной Осетии, а их "отложенный", так называемый "тайваньский статус". Что имеется в виду?

Алексей Ващенко: Он означает неопределенность, которая, возможно, будет решена в будущем присоединением, ассоциированным членством или независимостью. Тайвань не представлен в ООН, зато есть закон о взаимоотношениях с США, который гарантирует ему военную безопасность от внешней агрессии, и военно-морская база США, благодаря чему он может вести торгово-экономическую и политическую деятельность. Тайваньская экономика поднялась на микроэлектронике, и на начало 1990-х гг. золотовалютные резервы Тайваня были на четвертом мире в мире. Китай не может напасть на Тайвань, ведь это означает войну с США.

В случае с Абхазией Россия может выступить в роли США на Тайване, и у Абхазии повышаются шансы на ненападение Грузии, стабильность и экономическое развитие. Россия должна добиться от Тбилиси подписания документа о ненападении на Абхазию и Южную Осетию, что будет гарантировать стабильность на Северном Кавказе и снимет угрозу срыва проведения Олимпийских игр.

"Y": Что даст "тайваньский вариант" каждой из сторон?

А.В.: Россиянам, привыкшим там отдыхать, будет легче реализовывать это право. Тайваньский статус позволит упростить процедуру пересечения границы, таможенный и пограничный режимы. Появятся новые возможности развития межгосударственных торговых отношений, для бизнеса и интеграции Абхазии с Краснодарским краем, республиками Северного Кавказа, Ростовской областью и другими регионами РФ, Белоруссией, Казахстаном и другими республиками СНГ. Наконец, будет возобновлено морское сообщение с Россией. Ведь до сих пор российские суда не могли заходить в Сухум, где была хорошая ремонтная база, которой пользовались сейнеры со всех портов черноморского бассейна СССР. Если откроют Сухумский аэропорт, Россия будет использовать в своих интересах одну из лучших взлетно-посадочных полос в мире на этой широте, где могут садиться "Русланы". Полоса сухумского аэропорта уникальна тем, что на нее можно садиться с обеих сторон. Отложенный статус Абхазии также позволит России использовать военный аэродром в Гудауте, где ранее базировался полк истребителей СУ-27, а Абхазии – разместить пункты контроля вдоль черноморского побережья.

"Y": Порты Абхазии могут использоваться Черноморским флотом РФ для сохранения своего присутствия на Черном море после 2017 года?

А.В.: ВМФ РФ могут интенсивно использовать абхазские порты, как американцы тайваньские. Наиболее подходящим, на мой взгляд, является порт Очамчира, где раньше базировались пограничники СССР. Плюс, отмена санкций открыла Абхазии участие в олимпийском строительстве. Уже разрабатываются варианты строительства объездной дороги из Абхазии на Красную Поляну. В республике много строительных материалов, включая мрамор и гранит, щебень, песок, минеральной воды, радоновых и грязевых лечебных источников. Здесь была хорошо развита курортологическая сеть. Раньше энергетика Абхазии использовалась в качестве дополнительного источника Адлера, Сочи и Краснодарского края, а во время аварий выступала как резервная.

"Y": Как укрепить границу Абхазии с Грузией в целях безопасности Олимпиады?

А.В.: Сделать это крайне сложно. Граница слабо контролируется, особенно в нижней части Гальского района. Там болотистые места. Броды в устье Ингури закрыть проблематично. Часть грузинского населения района поддерживает действия властей Грузии, является опорой диверсионно-террористических групп. Грузинская разведка чувствует там себя вольготно. Во-вторых, есть проблемы с контролем участка границы от моста на Ингури до Кодорского ущелья. Рельеф местности не позволяет создать там надежную систему охраны границы. Для этого нужны огромные финансовые вложения и многолетнее строительство объектов инфраструктуры охраны границы.

"Y": Правы ли скептики, утверждающие о неизбежности новой войны в Абхазии?

А.В.: Планы нападения, детально разработанные Генштабом Грузии, известны давно. Война в Абхазии возможна как результат торга России и США. В том, что она будет, я практически уверен. Но российская и абхазская разведки очень активно работают на территории Грузии, и внезапное нападение исключено.

"Y": Каков сценарий возможных действий в Абхазии?

А.В.: Основная часть населения республики проживает у стратегической трассы вдоль моря Адлер – Гал. При атаке будут в первую очередь взорваны мосты на этой дороге, и переброска войск и добровольцев будет заблокирована. В Абхазии хватает уязвимых точек. Одна из них – мосты через Кодор. При подрыве всего двух мостов, сразу три района – Гальский, Очамчирский и Ткварчельский с подавляющим грузинским населением, - будут отрезаны от остальной части республики. Тогда абхазы рискуют потерять Ингури-ГЭС и получить грузинский десант на озере Скурча.

В случае агрессии абхазы планируют поставить под ружье около 15 тысяч человек, но демографический фактор играет не в пользу Абхазии. В настоящее время в республике проживает около 75 тысяч грузин, 60 тысяч армян и 58 тысяч абхазов. Ежегодная убыль абхазов составляет 1,5 - 2 тысячи человек, и эти показатели растут из-за старения населения, низкой рождаемости, высокого уровня преступности и наркомании. Число русских уменьшилось с 60 до 10 - 12 тысяч, а греков – с 20 до одной тысячи.

К сожалению, послевоенных проблем у Абхазии прибавилось. Руководство республики пока не в состоянии решить ряд ключевых вопросов безопасности. Ситуация развивается по инерции. Очамчирский, Гальский и Ткварчельский районы практически обезлюдели, разрушена инфраструктура (постоянные перебои со светом и водой), изношены коммуникации. В республике плохая санитария – канализация находится в аварийном состоянии, некуда вывозить мусор.

Да, в Абхазии постоянно проводятся военные учения и сборы. Но лакмусовой бумажкой стал ввод грузинских войск в Кодорское ущелье, когда со стороны абхазов в ответ не прозвучало ни одного выстрела, хотя за четыре дня ооновцы и спецслужбы Абхазии предупредили руководство республики о грузинской операции. На провокации грузинской стороны нет адекватного ответа. Не раз и не два там отпускали пойманную с поличным грузинскую агентуру. Эти факты абхазская оппозиция ставит в упрек президенту республики.

"Y": Саакашвили может отдать приказ на спецоперацию в Сухуме, как грозил недавно?

А.В.: Команды на проведение операции со стороны США пока нет, а самостоятельно Саакашвили воевать боится. В здании администрации Саакашвили два этажа занимают американские эксперты, которые полностью владеют ситуацией в Грузии. Без посла США руководство Грузии не принимает ни одного решения.

"Y": На что можно надеяться Абхазии?

А.В.: Для сдерживания грузинской атаки ей может хватить пяти - десяти тысяч подготовленных бойцов при условии помощи с Северного Кавказа, ведь оружия в республике достаточно. Но во что выльется этот сценарий, не известно. Россия должна защищать своих граждан. Пока она делает это отвратительно. Во время рейда Гелаева в Абхазии погибли десятки российских граждан, а реакции МИД РФ не последовало. В прошлом году Москва "не заметила" казни российских военных инструкторов, когда в нарушение всех международных конвенций по обращению с военнопленными были казнены старшие офицеры – ветеран ФСБ и ветеран ГРУ.

До оформления отношений с Абхазией Россия с войсками туда не полезет. Но не станет мешать добровольцам оказывать помощь, как это было во время первой войны. Если грузины взорвут мосты от Гагр до Кодора, о чем мы говорили раньше, помощь добровольцев станет проблематичной. Но самостоятельно взять под контроль территорию Абхазии грузинская армия не в состоянии. Во время обострения ситуации в Южной Осетии в сентябре прошлого года Коджорский батальон спецназа Грузии, подготовленный американцами, разбежался. Осталось всего пять человек! Сами по себе грузины воевать не хотят и не будут, перспектива умирать в Абхазии их не прельщает. В Тбилиси хорошо помнят Осетию и Абхазию 1990-х и понимают, чем это чревато. Абхазы же отдают себе отчет, что им грозит физическое уничтожение в случае поражения в войне, и поэтому будут стоять насмерть. Другого пути у них нет.

"Y": Ваша оценка кавказской политики России в целом.

А.В.: К сожалению, Россия до сих пор не сформулировала свою политику на Кавказе. Она бьет по хвостам, гася всплески экстремизма в регионах и действуя в режиме пожарной команды. Загасили в Чечне – пошла дестабилизация в Дагестане и Ингушетии, загасили в Дагестане – вылезло в Кабардино-Балкарии, и т.д. Политики как системы не наблюдается. Критическую ситуацию на Кавказе словно стараются не замечать в Кремле. На ЮФО "бросали" Казанцева, Яковлева, Козака, Рапоту, но реально ситуация не улучшается.

Безработица в Кабардино-Балкарии и Дагестане по-прежнему за 80%, что создает почву для терроризма. Для вторжения в Абхазию в 2001 г. Гелаев оперативно отмобилизовал 450 человек – 150 своих подготовленных боевиков и 300 новобранцев, каждому из которых выдали по $100, и люди пошли воевать и умирать.

"Y": Реально ли договориться с Тбилиси о статусе Абхазии, который удовлетворял бы всех?

А.В.: На мой взгляд, договор невозможен. Скорее всего, реализуют сценарий, при котором Грузия без Южной Осетии и Абхазии вступит в НАТО, а Саакашвили сдадут как человека, разбазарившего территорию. Мавр сделал свое дело – мавр должен уйти. В противном случае, после нескольких разгонов неугодных в духе 7 ноября, гайки в Тбилиси закрутят еще туже, и грузинская диктатура окончательно приобретет карикатурный характер.

"Y": Спасибо за беседу.

Выбор читателей