Непризнанным республикам не стоит ждать признания

Россия должна пересмотреть свою политику в отношении Абхазии и Южной Осетии, но не с точки зрения незамедлительного признания этих республик, а с точки зрения увеличения помощи проживающим там народам




Интервью с председателем комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексеем Островским.

"Yтро": Алексей Владимирович, чего стоит ждать от рассмотрения в Думе вопроса непризнанных республик на территории бывшего СССР?

Алексей Островский: Слушания на тему "Об урегулированиях конфликтов на территории СНГ и об обращениях о признании независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики" будут проводиться в Думе 13 марта по инициативе нашего комитета. Этот вопрос уже рассматривался несколько раз, но сейчас мы делаем это, пользуясь терминами правовой системы, по вновь открывшимся обстоятельствам.

В связи с признанием рядом государств независимости Косова мы считаем необходимым вновь взглянуть на непризнанные территории на пространстве СНГ - Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье. С одной стороны, Российская Федерация выступает за незыблемость системы международного права и невозможность создания прецедентов, аналогичных косовскому, и выступает за территориальную целостность государств. Но, с другой стороны, нас не может не волновать достаточно бедственное положение российских граждан в Абхазии и Южной Осетии. Можно было бы отложить рассмотрение вопроса, если бы мы видели какие-либо позитивные шаги со стороны Тбилиси по разрешению этих кризисных ситуаций. Но видим совершенно обратное: сознательную попытку дестабилизировать ситуацию в регионе.

Что касается Приднестровской Молдавской Республики, позиция России здесь однозначна: мы видим Молдову единым государством, а Приднестровье – в составе единой Молдовы. Но мы не готовы говорить о том, что Молдова должна быть унитарной. Должны быть придуманы какие-то иные варианты формирования государства, чтобы у Приднестровья в рамках единой Молдовы был оговоренный юридический статус, который можно сохранить на долгие времена и быть уверенным в том, что в один прекрасный момент позиция Кишинева не изменится.

Мы никогда не выступали за разделение Молдовы по территориальному или национальному признаку. В период наиболее острого противостояния Кишинева и Тирасполя, с учетом того, что в Приднестровье проживает значительное число российских граждан, Москва более жестко отстаивала их интересы и соблюдение прав человека. Сейчас, когда ситуация не так остра, Москва не считает нужным так выпячивать свою поддержку. Мы говорим о другом: должен быть предмет двусторонних договоренностей между равными участниками процесса – Кишиневом и Тирасполем, а Москва готова выступать гарантом достижения и выполнения взятых обязательств. Обе столицы должны, наконец, согласиться сесть за стол переговоров и определить будущее страны.

Как я понимаю, по результатам февральской встречи президентов России и Молдовы были достигнуты определенные договоренности. Кишинев дал понять, что готов обсуждать будущую структуру государства с учетом позиции Москвы. Так что мы надеемся на обмен мнениями между Молдовой и Приднестровьем и на то, что при нашем посредничестве удастся сформировать единую Молдову с особым юридическим статусом Приднестровья.

"Y": В замороженных конфликтах время работает против России, поскольку среди ее граждан в непризнанных республиках растет число разочаровавшихся. Имеет ли смысл сказать прямо: Россия никого не признает?

А.О.: Не могу согласиться с такой формулировкой. Во-первых, все сейчас танцует от Косова. Пока косовский вопрос окончательно не закрыт, полного мирового признания этой сербской территории нет. Не известно, какой статус в перспективе получит этот край в международных организациях. Поэтому сейчас говорить о том, как мы видим развитие ситуации с Абхазией и Южной Осетией, преждевременно. Можно говорить о том, что в свете косовских событий Россия должна пересмотреть свою политику в отношении Абхазии и Южной Осетии, но не с точки зрения незамедлительного признания этих республик, а с точки зрения увеличения помощи проживающим там народам. Речь идет о том, чтобы добиться от Тбилиси согласия на подписание договора о неприменении силы. Во-вторых, нужно добиться снятия действующего до сих пор эмбарго 1996 года. Встает вопрос: мы должны самостоятельно выходить из соглашения об эмбарго или призывать к этому и государства СНГ? Окончательного ответа на этот вопрос пока нет. Думаю, в ближайшее время руководство страны сформулирует свою позицию.

"Y": А ваша личная точка зрения на этот счет?

А.О.: Скорее всего, мы будем вынуждены выйти из соглашения в одностороннем порядке, с последующим призывом к государствам-участникам СНГ присоединиться к выходу из эмбарго. Нет стопроцентной вероятности, что все поддержат эти действия. Но часть государств, безусловно, последует за Россией.

"Y": Вашингтон предупредил, что шаги Москвы в отношении непризнанных республик приведут к "объявлению независимости" некоторых северокавказских регионов РФ. Эти опасения разделяет и часть российской элиты.

А.О.: С Косова фактически начинается новый передел мира, который в перспективе, к сожалению, может затронуть нашу страну. Действительно, некоторые политические деятели на Западе считают, что за признанием Косова, возможным признанием Абхазии, Южной Осетии и других территорий может встать вопрос о попытке объявления суверенитета некоторыми субъектами РФ. Думаю, в том числе и поэтому руководство страны прилагает все усилия для того, чтобы не допустить мирового признания независимости Косова.

"Y": После задержания грузинских журналистов в Абхазии Саакашвили пригрозил провести "операцию" в Сухуми. Достаточно одной искры, чтобы вспыхнул конфликт. Как Россия обязана действовать тогда?

А.О.: Российская Федерация стремится делать все исключительно в рамках международного права. Поэтому в случае возникновения конфликтной ситуации с применением оружия в этих регионах российское руководство задействует все имеющиеся способы международного воздействия на Грузию. Необходимо будет внести предложение об экстренном созыве СБ ООН, на котором будет принято решение о введении миротворческого контингента в составе сил различных государств и урегулировании конфликта. Другой вопрос, что мы видим позицию двойных стандартов со стороны руководства США, Великобритании и ряда европейских государств, которые – возможно, не официально и не публично – откажутся предпринять усилия для урегулирования конфликта и снятия напряженности. К сожалению, некоторые политические силы в Вашингтоне, Брюсселе и Лондоне интересует ослабление влияния России в регионе, получение возможности разместить там свои военные базы для контроля над регионом.

Саакашвили предлагает начать строить отношения с Россией "с чистого листа". Вопрос в том, как их строить, имея такой багаж негатива в прошлом.

"Y": Какие шаги должны предпринять Киев и Москва для преодоления осложнений в российско-украинских отношениях?

А.О.: Случай с Украиной, лично президентом Ющенко и его администрацией сильно похож на грузинский вариант. Обсудив ряд важнейших вопросов с Путиным в Москве, Ющенко улетел в Киев безусловно, с какими-то добрыми намерениями в отношении РФ. Но, вернувшись, пытается лавировать и менять свою позицию.

До тех пор, пока ситуация в Киеве не станет более стабильной в политическом плане, с Украиной будет очень сложно говорить.

"Y": Виктор Ющенко в Москве встречался с украинской диаспорой, Михаил Саакашвили – с грузинской. Почему первые лица РФ не практикуют встречи с соотечественниками?

А.О.: В России существует и активно работает межведомственная комиссия по поддержке соотечественников во главе с министром иностранных дел Сергеем Лавровым. В ближайшее время мы планируем возродить Совет соотечественников при Госдуме. При наших посольствах за рубежом созданы советы, которые помогают проживающим там соотечественникам. Осуществляется большая финансовая поддержка по программам гуманитарного характера. Ежегодно при формировании бюджета значительные суммы выделяются на поддержку соотечественников. Выполняется программа по их переселению.

К сожалению, разрушить все в 90-е гг. было гораздо проще. Нужны еще годы и годы для того, чтобы возродить наше былое влияние в странах СНГ и наладить более активную помощь соотечественникам. Шаги в этом направлении делаются, но вопрос очень сложный. Нельзя говорить о том, что сегодня мы что-то решили, а завтра уже все будет выполнено. В каждой стране существуют десятки организаций соотечественников, которые не объединены в одно целое. Они работают самостоятельно, конкурируя и пытаясь подмять друг друга под себя. До тех пор, пока наши соотечественники, проживающие в странах СНГ и дальнем зарубежье, не объединятся, нам будет гораздо сложнее им помогать и менять ситуацию в лучшую сторону.

"Y": Какие ближайшие цели стоят перед комитетом по делам СНГ и связям с соотечественниками?

А.О.: Целей несколько. Это усиление российского политического и экономического влияния на постсоветском пространстве, улучшение условий проживания наших соотечественников за рубежом. Очень волнует ситуация, складывающаяся с русскоязычным населением в Прибалтике, где в Эстонии и Латвии 15 и 10% имеют статус "неграждан".

Круг вопросов, находящихся в компетенции нашего комитета, огромен, нельзя выделить что-то одно. Мы будем заниматься сохранением позиций русского языка на постсоветском пространстве. Летом по нашей инициативе будут проведены парламентские слушания о русском языке.

Перед нами стоит задача минимизировать потери, полученные при распаде Советского Союза. В 90-е гг. во внешней политике России и государств постсоветского пространства был хаос. Сейчас наступил новый этап, тенденции и настроения меняются. Мы имеем очень хорошие перспективы. И нужно работать, не конфликтуя, а консолидируя усилия всех ветвей власти.

Выбор читателей