Северная Америка откололась от Антарктиды

Группа ученых из США и Австралии представила новые свидетельства в пользу гипотезы, предполагающей, что миллиард лет тому назад Северная Америка граничила с Восточной Антарктидой, являя собой часть древнейшего суперконтинента Земли

sciencenews.org

Который год ученые вынашивают гипотезу о том, что Северная Америка когда-то давно - а если точнее, около миллиарда лет назад - граничила с Восточной Антарктидой, являя собой часть древнейшего суперконтинента Земли - Родинии (от русского слова "родина"). И вот на днях группа ученых из США и Австралии опубликовала в журнале Science статью, в которых содержатся новые свидетельства в поддержку этого предположения.

По мнению современных исследователей, Родиния была расположены в южном полушарии, будучи окруженной океаном, именуемым Мировией (от слова "мировой"), и включала в себя всю или почти всю сушу на Земле. Однако около 800 млн лет суперконтинент распался на несколько частей, которые впоследствии, в эпоху палеозоя, вновь собрались в суперконтинент Пангею. Та, в свою очередь, распалась около 200 млн лет назад на два континента - северный (Лавразия) и южный (Гондвана). Позже Лавразия раскололась на Северную Америку и Евразию, а Гондвана положила начало Африке, Южной Америке, Индии, Австралии и Антарктиде. При этом ученые полагают, что в будущем эти континенты могут вновь собратсья в один материк - Пангею Ультиму ("последнюю").

Так вот: положение одной из частей Лавразии - Лаврентии (территории, которая соответствует современной Северной Америке) - и вызывало многочисленные споры среди специалистов. "Положение Лаврентии и других частей докембрийского суперконтинента Родиния остается дискуссионным, - отмечают авторы исследования. - Хотя геологические данные и результаты изучения изотопного состава говорят о том, что западная Лаврентия граничила с восточной Антарктикой, другие варианты реконструкции говорят о соседстве Австралии, Сибири или южного Китая".

Чтобы проверить самую известную модель структуры древнейшего суперконтинента, предполагающую соседство нынешней территории юго-запада США с Восточной Антарктидой, ученые проанализировали геологические и геохронологические данные, а также результаты изучения изотопного состава пород из Антарктиды. Выяснилось, что одной из наиболее характерных особенностей коры Лаврентии является слой гранита-рапакиви (вид гранита, отличающийся крупными округлыми полупрозрачными зернами полевого шпата), возраст которого составляет около 1,4 млрд лет. "Если гипотеза соседства восточной Антарктики и Лаврентии верна, следы этого слоя, а также содержащей его архейской и протерозойской коры должны быть обнаружены в Антарктиде", - отмечают ученые.

И действительно: авторы публикации представили данные об изотопном составе и возрасте гранитов, обнаруженных в Трансантарктических горах, которые "показывают, что этот отличительный гранитный слой Лаврентии также присутствует и в Антарктиде". В связи с этим ученые отмечают, что дальнейшее исследование эволюции Родинии, ее структур и истории распада необходимо для изучения истории всей планеты, поскольку распад суперконтинента, в частности, совпал с кардинальными изменениями в Мировом океане, наступлением протерозойского ледникового периода и появлением макроскопических живых организмов.