Ходорковский собрался на волю

Экс-глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский, отбывающий восьмилетний срок в читинской колонии, собирается подать прошение о досрочном осовобождении. В то же время прокуратура пытается увеличить его заключение до 20 лет




После того как Владимир Путин назвал имя своего преемника, не прекращаются попытки либералов всех мастей проверить демократичность Дмитрия Медведева. Журнал The New Times от лица либеральной общественности даже выдвинул десять требований к Медведеву, исполнив которые, новый глава государства будет признан либералом на деле. В их число входит и освобождение Михаила Ходорковского.

Теперь и адокаты бывшего главы "ЮКОСа" присоединились к стройному хору голосов, обращенных к Дмитирию Медведеву: "Покажи нам свою демократию! Докажи, что ты независмим от наследия Путина!" Один из адвокатов экс-олигарха, Роберт Амстердам, заявил, что "если президент Дмитрий Медведев хочет побороть правовой нигилизм в России – как раз сейчас российская исполнительная власть может доказать, что она собирается "оставить наезженную колею". Его коллега Юрий Шмидт полагает, что судьба его клиента станет одной из первых проверок того, действительно ли Медведев намерен создать независимую судебную систему.

Почва для таких надежд довольно зыбкая. Еще в марте этого года премьер Владимир Путин заявил, что возможное помилование Михаила Ходорковского относится к "компетенции" главы государства, тем самым оставив этот вопрос на усмотрение преемника. Однако первая попытка повлиять на нового президента в этом вопросе потерпела неудачу. Пятого июня в Берлине Дмитрий Медведев отверг попытки немецкой дипломатии вмешаться в дело Ходорковского, заявив, что "и вопросы исполнения наказания, и вопросы помилования не должны быть предметом межгосударственных переговоров".

К тому же весной Ходорковскому были предъявлены новые обвинения. Теперь ему инкриминируют присвоение 350 млн т нефти (фактически всей нефти, добытой "ЮКОСом") и отмывание в общей сложности €18 миллиардов.

В октябре минувшего года Михаил Ходорковский уже подавал прошение о досрочном освобождении, но тогда на него донес сокамерник. По словам зэка-рецедивиста Игоря Гнездилова, "олигарх" ходил по коридору тюрьмы, не заложив руки за спину, и тем самым нарушал правила. Этого было достаточно для тюремной администрации и суда, чтобы отклонить прошение Ходорковского. Решение не было пересмотрено даже после заявлений освободившегося Гнездилова, что он оклеветал "Ходора" под давлением следствия.

Выбор читателей