Семнадцать дней, которые потрясут Пекин

Обстановка накануне открытия Олимпиады далека от идиллической: на северо-западе Китая - исламисты, на юго-западе - землетрясения, в Тибете - сепаратисты, в Пекине - Буш, а на севере - свинья с головой обезьяны


ФОТО: AP



Сегодня, 8 августа, в 8 часов 8 минут 8 секунд вечера по местному времени в Пекине стартует ХХІХ летняя Олимпиада. Игры продлятся 17 дней, до 24 августа, на них будет разыграно 302 комплекта наград.

Олимпиада в Пекине, на проведение которой истрачено $40,5 млрд, признана самой дорогостоящей за всю историю Игр, а спортивные комплексы, построенные в китайской столице, названы "лучшими за всю историю олимпийского движения". Таково мнение почетного президента МОК Хуана Антонио Самаранча. В общем, денег вбухали не просто много, а очень много. Но наблюдатели уверены, что эта расточительность не нанесет ущерба экономике Китая.

Напротив, строительство спортивных сооружений и создание инфраструктуры, в полной мере соответствующей масштабу Игр, способствовало созданию рабочих мест, стимулированию производства и расцвету бизнеса, специализирующегося на сфере обслуживания, - в первую очередь, гостиничного. Да и вообще, подготовка к Олимпиаде стала для Китая праздником мобилизации всех ресурсов, особенно правоохранительных.

Вокруг Пекина создан "пояс безопасности", в аэропорту и на вокзалах усилены меры контроля, в метро и на остановках наземного транспорта дежурят военные. По центру города маршируют солдаты. В некоторых провинциях еще за несколько дней до открытия Олимпиады было ограничено передвижение туристов. По словам иностранных журналистов, приехавших в Китай для освещения "праздника большого спорта", в стране осуществляется тотальная слежка, прослушка телефонов и контроль за электронными средствами связи.

На защиту порядка и безопасности мобилизованы армия, сотрудники правоохранительных органов и тысячи добровольцев, а также собаки и мыши. Задача собак - искать подозрительные вещества на стадионах и в отелях, а на мышах станут проверять безопасность продуктов, которыми будут кормить спортсменов. Что касается потенциальных возмутителей спокойствия среди самих китайцев, их предусмотрительно выдворили из города, а некоторых правозащитников просто арестовали.

В общем, под контроль взято все, что можно, и этим пекинская Олимпиада отчасти напоминает Игры 1980 г., которые превратили Москву в подобие осажденного города. Тогда за две недели до начала Олимпиады въезд в столицу СССР был закрыт, бомжей и других подозрительных лиц вывезли за 101-й километр, были и превентивные аресты. На опустевших улицах дежурили подчеркнуто вежливые милиционеры, везде появились новые красивые телефонные будки, а в магазины завезли невиданные раньше финские продукты: сыр "Виола", соки в картонных упаковках, джемы и многое другое.

Впрочем, китайские товарищи сумели превзойти советских. Спортивные делегации еще до открытия Игр начали изнемогать от чрезмерных требований местных секьюрити, а марширующие по площади Тяньаньмэнь и главным магистралям города солдаты травмировали психику западных туристов, которые чувствуют себя участниками событий, "более напоминающими гражданскую войну, чем спортивный праздник".

Но таков современный мир. Международный терроризм не знает границ, а накануне открытия Олимпиады уже прозвучали тревожные "звоночки". В Синьцзян-Уйгурском автономном районе были задержаны 18 иностранных наемников. А за три дня до открытия Игр в той же провинции террористы из группировки "Исламское движение Восточного Туркестана" совершили нападение на базу внутренних войск Китая, в результате которого 16 человек были убиты и несколько десятков ранены. Китайские спецслужбы увидели в этой акции "руку "Аль-Каэды".

Но сепаратисты из Синьцзян-Уйгурского автономного района, большая часть населения которого исповедует ислам, являются далеко не единственным источником возможной дестабилизации. В последнее время как-то подозрительно притихли защитники независимости Тибета. Но враг не дремлет: за несколько дней до начала Игр четверо западных туристов вывесили баннер "Свободу Тибету!" в непосредственной близости от главных олимпийских объектов. И это несмотря на все драконовские меры по защите порядка.

Тем не менее на сегодня эта жалкая акция - все, что осталось от бушевавшей весной кампании в защиту Тибета. Правда, в некоторых европейских столицах на этой неделе снова прозвучали призывы бойкотировать если не сами Игры, то хотя бы их открытие. А Верховный суд Испании, приняв к рассмотрению иск тибетских правозащитников к властям КНР, выразил готовность разобраться с геноцидом тибетского народа. И все же подавляющее большинство (более 80 из 100) приглашенных на эту церемонию государственных лидеров будут присутствовать на торжественном открытии.

А у тех, кто решил не ехать в Пекин, свои резоны. Одни - например, премьер-министры Чехии и Польши и президент Литвы - выразили таким образом свою поддержку борцам за независимость Тибета. Другие - канцлер Ангела Меркель и премьер-министр Великобритании Гордон Браун - уклонились под предлогом очередного отпуска. Президент Украины Виктор Ющенко, как выяснилось, "забыл" внести поездку на Олимпиаду в свой рабочий график. Без всяких объяснений отказались присутствовать на открытии генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и премьер-министры Канады и Новой Зеландии. Не приедут - из-за сложной обстановке в своих странах - руководители Судана, Зимбабве, Ирана и Северной Кореи. Но честнее всех поступил премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, отказавшийся приехать в Китай из-за жаркой погоды. Странно, что он не сослался на смог, в котором накануне церемонии открытия буквально утонул центр китайской столицы.

Надо сказать, тема "пекинского смога" обсуждалась в СМИ с той же интенсивностью, что и проблема Тибета, разве что акций протеста по этому поводу не проводилось. Некоторые американские и итальянские спортсмены ходят по Пекину в респираторах, а не сумевший справиться с этой напастью Китай собирается защитить столицу Олимпиады от дождя. И делает это в полном соответствии с местными традициями: если при Мао миллионы граждан гоняли воробьев, то теперь тысячи крестьян будут расстреливать дождевые облака.

Дождя, скорее всего, не будет, и уже приехавшим в Пекин Путину и Бушу придется глотать смог и вести "насыщенный и эффективный диалог" с китайскими руководителями. Именно в таком смысле выразился 7 августа китайский МИД в ответ на очередной наезд Буша, который прямо перед тем, как отправиться в Пекин, снова покритиковал своих пекинских партнеров за нарушение прав человека и религиозных свобод.

Что касается России, ее спортсменов беспокоит не смог, нарушения прав человека или террористы, а чрезмерное усердие охраны и допинговые скандалы, жертвами которых уже стали пять легкоатлеток и трое мастеров спортивной ходьбы. Как заметил один из призеров прошлой Олимпиады Дмитрий Носов, "допинг - это колоссальный бизнес", и его технология хорошо известна: "всего за триста долларов в лабораторию со спортивной базы может приехать совсем другая допинг-проба... Или сам спортсмен или его конкурент платит всего триста долларов - и все, вот вам подмена пробирок, на чем погорели наши легкоатлетки", а "Россия потеряла несколько верных золотых медалей". При этом, как утверждает Носов, "на допинге сидят почти все китайские спортсмены, но, поскольку Китай - хозяин Олимпиады, спортсменов этой страны трогать не будут, подобно тому, как четыре года назад не трогали греков".

В общем, обстановка в Китае накануне открытия Олимпиады далека от идиллической: на северо-западе страны - исламисты, на юго-западе - землетрясения, в Тибете - сепаратисты, в Пекине - Буш и другие, косящие под обычных туристов, защитники свободы Тибета. А на Севере Китая родилась "до ужаса отвратительная" свинья с головой обезьяны. И всюду - шпионы и недовольные властью собственные граждане, террористы и сепаратисты...

Тем не менее китайцы не теряют оптимизма: они маршируют строем, стреляют по облакам, "сидят на допинге" и, несмотря на все сложности, собираются удивить мир не только размахом праздника, но и количеством оставшихся в Китае олимпийских медалей.

Выбор читателей