Тбилиси не сделает СНГ больно

Формальная по сути принадлежность Грузии к Содружеству Независимых Государств предопределяет и формальность ее демарша, минимизируя риск потрясений для организации




Грузия приступила к финальной процедуре оформления выхода из Содружества Независимых Государств. Накануне соответствующая нота поступила в Исполком СНГ в Минске. В течение года Тбилиси должен будет завершить все свои обязательства по соглашениям и договорам, в подписании которых принял участие за время членства в СНГ. В некоторых случаях соучастие Грузии может быть продлено, но только с согласия остальных участников Содружества.

Решение Грузии вновь активизировало разговоры о будущем СНГ. Свою искру в высокий накал страстей привносит и Киев. Напомним, в конце прошлой недели в Верховную раду поступил законопроект о денонсации соглашения о создании Содружества Независимых Государств. Таким образом украинские депутаты откликнулись на призыв Михаила Саакашвили, призвавшего страны-члены СНГ последовать примеру Грузии.

Украина и Грузия давно выражали скепсис относительно перспектив сохранения членства в Содружестве. Тому есть две причины. Прежде всего, выход из СНГ должен был стать естественным шагом при присоединении этих двух государств к НАТО, куда они так стремятся. Во-вторых, состояние объединения постсоветских государств таково, что этот проект в ближайшие несколько лет вряд ли сможет составить конкуренцию НАТО или ЕС. В начале 2007 г. грузинские власти уже намеревались поставить ребром вопрос о целесообразности пребывания в составе СНГ, но оставили принятие окончательного решения "до лучших времен", чтобы избежать "жестов и пустых политических шагов".

Известно, что невысокого мнения о потенциале Содружества президенты Туркменистана и Казахстана. Гурбангулы Бердымухамедов не видит "практических результатов" в деятельности СНГ. Именно этим, по мнению властей Туркменистана, объясняется их ограниченное участие в межгосударственных встречах и консультациях. В свою очередь, Нурсултан Назарбаев считает, что СНГ не оправдало возлагавшихся на него надежд и вместо эффективности демонстрирует стагнацию.

Тем не менее на саммите СНГ в 2007 г. главы государств одобрили Концепцию дальнейшего развития Содружества и План основных мероприятий по ее реализации. Тогда МИД РФ отрапортовал о начале нового этапа в жизни СНГ. И вот теперь выясняется, что этап этот был недолгим. Будущее Содружества по-прежнему не безоблачно, однако говорить о сворачивании проекта было бы преждевременно.

Стратегические расчеты удерживают СНГ от распада. Сегодня вслед за Грузией ряды Содружества может покинуть, пожалуй, только Украина. Конечно, это было бы знаковым событием, поскольку Украина является одним из соучредителей СНГ. Но есть тонкость: юридический статус ее в составе организации облегчен - она не член Содружества, а его участник. В зоне риска остаются Молдавия и Азербайджан, а вот Армения и Белоруссия поспешили заверить Москву в лояльности идее коллективизма.

Итак, на первый взгляд, потеря Грузии и вероятность потери Украины создают опасный прецедент по дестабилизации обстановки в одном из крупнейших межгосударственных образований. С другой стороны, формальная по сути принадлежность этих государств к Содружеству предопределяет и формальность их демарша, минимизируя риск потрясений для организации.

Остающиеся в составе СНГ участники пока еще связаны крепкими политическими и экономическими узами. Россия, напомним, является практически монопольным покупателем всего свободного газа Узбекистана, Казахстана и Туркменистана. Причем с 2009 г. закупать среднеазиатский газ Москва будет по европейским ценам. Взаимную заинтересованность в партнерстве укрепляет то обстоятельство, что у Ташкента, Астаны и Ашхабада пока нет альтернативных маршрутов поставки углеводородов на европейский рынок. Не стоит забывать, что цена российского газа, поставляемого на рынок СНГ, существенно ниже той, по которой газ покупают партнеры из ЕС. Кстати, если Украина выйдет из состава Содружества, руки российских властей будут развязаны и диалог с Киевом станет еще более жестким, как того требуют деловые, а не соседские отношения.

Иными словами, залогом долголетия СНГ являются сугубо прагматичные экономические интересы, прежде всего, в сфере добычи и поставки энергоресурсов. В этом смысле в сохранении Содружества, как ни парадоксально это звучит, ЕС и США заинтересованы не меньше, чем Россия и ее сторонники на постсоветском пространстве. Содружество является щадящей альтернативой другой, куда более опасной для Старого и Нового Света организации, - ШОС. К тому же СНГ пока еще препятствует активной экспансии Китая в прикаспийский и центральноазиатский регион.

В свое время Гурбангулы Бердымухамедов обусловил участие Туркменистана в международных региональных организациях не сиюминутной политической выгодой, а "пониманием целесообразности и экономической перспективой альянса". Этот подход как нельзя лучше характеризует будущее СНГ. С Грузией или без нее.

Выбор читателей