Израиль на грани нервного срыва

Проект "Ольмерт", запущенный более двух лет назад, близок к своему завершению. Вернее, он потерпел полный крах, поскольку действия премьера уже явно переполнили чашу терпения израильтян


ФОТО: AP



Проект "Ольмерт", запущенный в январе 2006 г. близок к своему завершению. Вернее, он потерпел полный крах, поскольку Эхуд Ольмерт уже явно переполнил чашу терпения израильских элит и большей части населения. Причиной тому стала серия коррупционных скандалов и неадекватные - воспринятые как предательство национальных интересов - политические решения.

Карьерный взлет Ольмерта начался в январе 2006 г., после того как он стал исполняющим обязанности премьер-министра и лидером партии "Кадима" вместо пережившего тяжелый инсульт Ариэля Шарона. Вскоре разразился первый скандал, спровоцированный необычайной жестокостью, проявленной израильской полицией во время демонтажа еврейского поселения Амона на Западном берегу реки Иордан. Дело в том, что страсти вокруг вывода поселений кипели в Израиле и во времена Шарона, однако методы Ольмерта заставили израильтян говорить о "подрыве национального единства".

В марте 2006-го "Кадима" победила на выборах, и Ольмерт возглавил правительство, первые достижения которого - военная операция в Газе и ливанская война. Поводом для двух этих конфликтов стали похищения военнослужащих: Гилада Шалита в Газе и Эхуда Гольдвассера и Эльдада Регева на границе с Ливаном. Однако, несмотря на проявленную Израилем жестокость, военные действия не привели к желаемому результату: военнослужащие возвращены не были.

Более того, ливанская кампания оказалась провалена, и это заставило израильтян по-новому взглянуть на происходящее в стране. Ведь никогда раньше обеспечение армии не было столь безобразным, беженцев не бросали на произвол судьбы, а правительственные чиновники не наживались на военных спекуляциях, во всяком случае, столь откровенно. Комиссия, специально занимавшаяся расследованием итогов ливанской войны, возложила вину за случившееся на премьера и членов его кабинета.

Месяц назад эта история получила продолжение после того, как Израиль обменял тела двух своих военнослужащих, требование об освобождении которых стало два года назад поводом для начала военных действий против Ливана, на останки 180 боевиков и пятерых вполне живых террористов. На взгляд непосвященного наблюдателя, обмен выглядел, мягко говоря, неравноценным: пять живых боевиков и 180 тел на останки двух израильтян. Да и с политической точки зрения все выглядит несколько странно: воевали-воевали, поставили на уши полстраны, жители северных городов были вынуждены скрываться от ракет "Хезболлы" в бомбоубежищах или уезжать в другие более спокойные районы, а потом взяли и выпустили на свободу пятерых матерых боевиков.

Но этого показалось мало, и в минувший понедельник по приказу Ольмерта из израильских тюрем были освобождены еще 199 террористов, на этот раз палестинских. Особенно возмутил израильтян тот факт, что речь на этот раз идет не о сделке, которая могла бы приблизить освобождение пленного солдата Гилада Шалита, в отместку за похищение которого Израиль обстреливал Сектор Газа, а "жест доброй воли", ставший очередным плевком в душу израильтян.

Аналогичную реакцию вызвало намерение Ольмерта пойти, причем, в одностороннем порядке на территориальные уступки Сирии. Дело дошло до того, что его мягкотелая уступчивость вызвала критику со стороны члена его партии и министра иностранных дел Израиля Ципи Ливни, которая достаточно жестко прокомментировала это решение.

В глазах многих израильтян Ольмерт является политиком, предающим интересы страны и разрушающим единство народа, то есть уничтожает именно то, в чем была сила этого маленького государства и чем так гордилось его население. Стоит ли удивляться, что с известной периодичностью в стране поднимаются волны недовольства, и тысячи граждан выходят на улицы с требованием отставки Ольмерта.

Пикантным дополнением к политической обструкции стали истории, связанные с сексуальными домогательствами в отношении подчиненных, "неправильного" финансирования полетов Ольмерта за границу, незаконных сделок с недвижимостью, связей с американским бизнесменом Морисом Талански и многочисленных злоупотреблений чиновников, принадлежащих к ближайшему окружению премьера.

Так, первый вице-премьер уже осужден за совершение развратных действий, против министра финансов заведено дело о воровстве, арестован, а затем помещен под домашний арест один из наиболее близких к Ольмерту советников министерства промышленности и торговли. Затаскали по допросам и самого Ольмерта, который всячески отлынивает от дачи показаний, ссылаясь на занятость.

Череда скандалов и катастрофическое падение популярности вынудили Ольмерта отказаться от участия в назначенных на 17 сентября выборах председателя "Кадимы". Более того, Ольмерт пообещал, что сразу после избрания нового лидера партии он уйти в отставку с поста премьера. Как полагают некоторые наблюдатели, это решение было обусловлено надеждой на то, что "чрезмерная занятость премьера" и его скорая отставка позволят заморозить работу следователей, а затем и вовсе развалить дело. Согласно этой версии, Ольмерт рассчитывал, что после его ухода из большой политики интерес к его фигуре пропадет и расследование прекратится само собой.

Между тем оппозиция полна решимости довести эти дела до конца, тем более что ее главная претензия к премьеру состоит в разрушении моральных устоев власти и подрыве ее авторитета среди граждан Израиля. И в этом есть свой резон: никогда еще израильская власть не падала столь низко в глазах населения. Есть в этой последовательности оппозиции и чисто политический расчет, связанный с тем, что тень преступлений Ольмерта и его окружения падает на всю "Кадиму", а это может сыграть определенную роль на следующих парламентских выборах.

Усталость населения от пораженческой политики и моральной нечистоплотности Ольмерта привела к росту алармистских настроений, которые уже отразились на результатах социологических опросов. Согласно последним замерам общественного мнения, лидерами следующей парламентской гонки станут возглавляемый Биньямином Нетаньяху правый "Ликуд" (36%) и "Кадима" (24,6%), если ее председателем будет избрана Ципи Ливни, которых никак нельзя отнести к категории "голубей".

Достаточно жесткие взгляды этих политиков отражают недовольство израильского общества политикой односторонних уступок и страх, связанный с угрозами президента Ирана. На этом фоне последние решения Ольмерта, касающиеся сделок с Ливаном и "жеста доброй воли" в отношении Палестины, расцениваются как элементы двусмысленной и опасной для Израиля игры. А местные СМИ прямо пишут, что "перед уходом с поста премьера Ольмерт освобождает террористов пачками".

В целом можно сказать, что премьерство Ольмерта, главными чертами которого стали политическая мягкость в сочетании с человеческой жестокостью, грязные махинации и личная нечистоплотность, обострило все внутренние противоречия, настроило население против власти и привело к расколу некогда монолитного израильского общества.

Выбор читателей