Русские уходят из Грузии

Россия приступила к выполнению договоренностей по урегулированию конфликта. В соответствии с планом Медведева - Саркози, российские войска покинули блокпосты в Поти


ФОТО: АР



Российские войска выходят из Поти. Как сообщили сегодня ночью западные информагенства, военные на бронетранспортерах покидают места дислокации на окраинах грузинского города. "Можно сказать, что российские войска находятся в режиме вывода", - сообщил вчера депутат парламента Грузии от Поти Теймураз Цурцумия. По его словам, КПП начали сворачивать еще в четверг: "У них в Поти три поста. Один на седьмом километре и еще два внутри города на участке "Набада". На седьмом километре они опустили свой флаг, готовят машину". Цурцумия сообщил, что то же происходит и в других регионах страны. "Они готовятся к выходу. По всей видимости, ждут приказа, чтобы окончательно вывести свои подразделения", - сказал парламентарий.

МИД РФ подтвердил факт выхода из Грузии: "Российские миротворцы 13 сентября вывели свои посты на линии Поти - Сенаки и покинули территорию Грузии. Сделано это на два дня раньше установленного срока". Таким образом, Россия приступила к выполнению договоренностей, достигнутых в ходе двух визитов Николя Саркози. Напомним, что 12 августа, в день окончания военных действий в Южной Осетии президент председательствующей в Евросоюзе Франции, привез в Москву и согласовал с Медведевым план урегулирования из шести пунктов. Затем 8 сентября Медведев и Саркози обговорили дополнительные положения к программе перемирия. Согласно подписанным документам, Россия обязалась в течение недели снять блокпосты между Сенаки и Поти, а через месяц - вывести все свои войска с грузинской территории. Выход будет осуществлен в течение 10 дней после прибытия в приграничные с Абхазией и Южной Осетии районы Грузии 200 наблюдателей от ЕС, который должны начать миссию 1 октября. До этого времени грузинские войска также должны вернуться в места прежней дислокации.

В МИД подчеркнули, что "российская сторона ожидает такого же четкого и добросовестного отношения всех, кого это касается, прежде всего грузинского руководства, а также Евросоюза, к выполнению упомянутых договоренностей. Речь идет, в первую очередь, о данных Евросоюзом гарантиях неприменения силы грузинской стороной против Абхазии и Южной Осетии, о возвращении всех грузинских войск к 1 октября в места их постоянной дислокации и о своевременном развертывании международных наблюдателей.

Между тем в Грузии опасаются, что с уходом войск российское присутствие в Грузии не закончится: военные оставят после себя широкую агентурную сеть. В связи с этим один из лидеров правящей партии "Единое национальное движение" Георгий Габашвили предложил властям разработать "Патриотический акт" по образу и подобию одноименного американского закона, принятого после трагедии 11 сентября 2001 года. По идее Габашвили, этот документ должен наделить правоохранительные органы расширенными полномочиями по отлову российских шпионов, то есть разрешением на несанкционированные обыски и прослушку телефонов.

Однако Грузия вряд ли пойдет по американскому пути: у Габашвили нашлись оппоненты в собственном же стане. В принятии "Акта" нет необходимости, поскольку большинство населения поддерживает власти, считают представители президентской партии. Они указывают, что ограничение прав граждан даже с благовидной целью "защиты от агрессии" может вызвать негативную реакцию как в грузинском обществе, так и в западных странах, поддержавших "молодую грузинскую демократию" во время войны.

Тем временем в Москве открылась выставка, посвященная августовским событиям в Южной Осетии. Экспозиция, заработавшая в Центральном музее Вооруженных сил РФ, называется "Кавказ: пять дней в августе" и состоит из трех разделов: в первом - кадры из разрушенного Цхинвала, во втором - свидетельства подвигов российских военных, в третьем - военные трофеи. Среди них: американские карабины М-4, пулемет болгарского производства, пулемет системы "Негев" (Израиль), 40-миллиметровый шестиствольный гранатомет, многоцелевая радиостанция Harris (США), а также обмундирование, медикаменты и даже сухой паек натовского образца, использовавшиеся грузинскими военными.

"Документы, фотографии, личные вещи, вооружение... Все, представленное здесь, является материальным подтверждением и безмолвным свидетельством того, что произошло, - рассказывает начальник Центрального музея ВС Александр Никонов. - Мы преследовали цель сделать эту выставку политически корректной. Мы просто как бы говорим людям: "Иди и смотри, вот это было".

Выбор читателей