Наши мультфильмы оказались никому не нужны

В погоне за рейтингом телеканалы не хотят пускать на экраны российские мультфильмы, не приносящие рекламной сверхприбыли. Если так пойдет дальше, наши дети будут напоминать героев "Южного парка"




В начале недели в СМИ появилось обращение ведущих отечественных продюсеров анимационного кино, по поводу постоянно муссируемой темы вокруг возможного закрытия анимационного канала "2x2".

Суть излагаемой позиции ведущих производителей авторской анимации в том, что "необходимо принять решение о демонстрации в эфире отечественной анимации в объеме не менее 10% от общего времени собственного телевещания".

Безусловно, с такого рода предложением трудно не согласиться. Более того, стоит напомнить читателям, что несмотря на развал в течение последних десятилетий отечественной анимационной киноиндустрии, мастера этого наиболее сложного из всех вида визуального искусства продолжали упорно, за копейки, часто в ущерб здоровью и самой жизни трудиться и создавать свои небольшие шедевры.

Их, этих шедевров, не так много, и конкурировать, с американской или японской анимационной культурой можно лишь в оговоренных пределах: как раз процентов десять и получится, если не крутить с утра до вечера одни и те же фильмы. Но зато какие это будут картины! Хотя и в среднем, судя по фестивалям, российское авторское кино пока сохраняет довольно сильные позиции в мире.

По моим наблюдениям, 90% работ, создающихся на студиях, даже таких выдающихся, как "Пилот" имени Татарского, не находят своего телезрителя. Приставка "теле" тут не случайна. С одной стороны, любители анимации могут купить на развалах всяческих "горбушек" любые образцы авторского кино или при желании поискать их в Интернете, где, как известно "найдется все". Но с другой – надо отдавать себе отчет в том, что аудитория бесплатного "ящика" никак не сопоставима с частью зрителей, обладающей возможностями и желанием выискивать информацию о новых мультфильмах еще где-то и платить за это отдельно. Поэтому если новый фильм не идет в передаче "Спокойной ночи, малыши" или, в крайнем случае, не номинирован на "Оскар", риск быть увиденным миллионами зрителей для него ничтожен.

Таким образом отрубается весь "взрослый" сегмент российской авторской мультипликации. Ее как бы нет в природе. Некоторые маститые авторы, такие как Иван Максимов, доведены этим состоянием дел до того, что не только махнули рукой на пиратов и совершенно не возражают против нарушения их авторских прав, но даже способствуют распространению своих работ на всевозможных носителях. "Иначе их никто никогда не увидит, и для кого я работаю?" – отвечает художник на упрек, мол, зачем ты кладешь свое новое кино в Интернет. Но это касается лишь узнаваемых имен.

Прочим, не столь популярным фильмам и их создателям не светит вообще никакого признания (хотя очень многие этого заслуживают) – публике просто неоткуда почерпнуть информацию об их существовании. Кстати, в нашей стране достаточно жесткое законодательство об авторском праве, поэтому по прошествии даже крупных фестивалей мы не увидим на прилавках ни сборника лауреатов, ни, тем более, работ конкурсантов. Парадокс: специальные вузы готовят профессионалов-аниматоров, в бюджете киноминистерств есть специальная строка, анимационные фильмы в стране делаются (пусть и в ничтожном количестве, но постоянно), но для кого – совершенно непонятно. Их некому и негде смотреть.

С чем это связано? Все очень просто: мультфильмы в подавляющем большинстве длятся столько, что вставить в них рекламу не получается. Раздербанить "прокладками" удается только полнометражные фильмы и, естественно, сериалы. А их-то в нашей стране производят – раз-два и обчелся. "Смешарики", "Лунтик". Ну, один полный метр в год в лучшем случае. Прямо скажем, сериальная продукция (при всем моем, и главное, маленьких детей, уважении) – довольно специфического свойства и качества изображения. Вот она-то и востребована "ящиком". И все.

Но ведь создан специальный анимационный канал. Казалось бы – вот где можно развернуться! Живи и радуйся. Ан нет, редко когда там вообще встретишь русский фильм, а уж про новинки и говорить не приходится.

Опять-таки, в чем дело? Тут уже другая проблема, но Самая Главная для телевидения. Называется она давно уже ставшим привычным словом "рейтинг". Для рекламодателей важна не только сама возможность, как поется в песенке "Ногу свело", "заполнять паузу между рекламами" каким-нибудь "искусством", но и чтобы зритель в этот момент прилипал к экрану. А тут соперничать с "Симпсонами" и "Южным парком" даже Норштейну будет трудновато. Как вообще противостоять большому искусству – массовой культуре? Это отдельный разговор, и мы к нему еще вернемся.

Так вот, заявляю совершенно ответственно: этот самый пресловутый рейтинг на телевидении губит русскую культуру. Убивает и растлевает зрителя. Он всему виной.

Это положение вещей касается, конечно, не только российской анимации, хотя в настоящий момент, собенно в связи с кризисом, больно ударившим по рекламным бюджетам, перед аниматорами встал вопрос физического выживания. Кроме "Смешариков". Честь им и хвала, хотя заслуга там в основном принадлежит маркетингу, и заняли они свою нишу за счет чисто американского подхода к производству.

Тем временем отечественное телевидение лежит распластанным перед оборзевшим вконец "его величеством рейтингом". В очевидных случаях, как с каналом "2x2", где сам Бог велел показывать наше лучшее и "взрослое" кино, а не только сомнительные заокеанские сериалы, днем с огнем не сыщешь ни того же Максимова, ни Татарского, Алдашина, Петрова, Ольшванга, Кузнецова, Соколова, Кирееву, Меринова, Чернову, Ужинова и еще пары десятков сопоставимых имен, не говоря уж о юных и не столь известных авторах.

Мне скажут – рейтинг потому так влиятелен, что без него не будет самой возможности демонстрировать кино. Хорошо, пускай, но имейте совесть – дотируйте отечественный продукт! Квоты вводите, как и предлагают наши относительно нищие производители. Поддерживайте свое кино, будьте хоть немного патриотами. Пускай буржуями, но чуток своими!

Да и разговоры про рейтинги пора бы отдать на откуп совсем безграмотным "акулам бизнеса", дальше своего носа не видящим. К чему вы приучите зрителя, то он и будет "хавать". Недаром уровень патриотизма в Японии или Америке несопоставим с российским точно так же, как несопоставимы их и наша индустрия. Но – это цепочка взаимосвязанных явлений. О чем и беспокоятся наши продюсеры: если мы даже на специализированных каналах будем рекламировать исключительно чужой продукт, вырастет поколение, ничего кроме Бивиса и Бадхеда не видевшее. И чтобы нас окончательно поработить (об опасности чего так пекутся квазипатриоты), американцам даже воевать не придется. Достаточно будет включить телевизор.

Выбор читателей