Президент не знает выхода из кризиса

Из послания президента Федеральному Собранию достаточно трудно сделать вывод о том, как российские власти намерены решать главную на сегодняшний день проблему – бороться с экономическим кризисом




За редким ( но метким) исключением, касающимся изменений в политической системе страны, послание президента Федеральному Собранию не принесло особых сенсаций. Центральным моментом выступления главы государства стала констатация факта консолидации общества на почве двух основных аспектов: политического, в увязке с событиями на Кавказе и дальнейшей демонизацией образа США, и социально-экономического, связанного с противостоянием кризису. Главный мессидж этой части выступления сводится к тому, что Россия: а) не отступит на Кавказе и б) выйдет из кризиса еще более окрепшей.

От обращения президента к Федеральному Собранию ожидали, прежде всего, конкретных высказываний относительно возможных путей выхода из экономического кризиса. Незадолго до оглашения послания Кремль заявил о существовании пакета предложений, с которым Россия намерена обратиться к представителям мирового экономического сообщества во время намеченной на 15 ноября "антикризисной" встречи в Вашингтоне двадцати ведущих стран мира. К сожалению, ясности насчет позиции России на этих переговорах вчерашнее выступление президента не добавило. Вместо этого в очередной раз прозвучали фразы о роли и месте США в нынешнем кризисе и необходимости изменения мировой финансовой архитектуры.

Понятно, что послание Федеральному Собранию – не самая лучшая площадка для детального обозначения позиции России на предстоящих переговорах. Однако, учитывая всю сложность текущей ситуации, даже намек на то, какие планируются меры, мог бы иметь ошеломляющий успех. В противном случае создается ощущение, что у российской стороны нет конкретных предложений.

Ведь нельзя же считать таким предложением заявленный в послании президента ответ России на размещение систем ПРО на территории Польши и Чехии. Речь идет даже не об эффективности применения с территории Калининградской области ракет "Искандер", полетная дальность которых (280 км) покрывает лишь северную часть Польши и не достигает границ Чехии. Проблема в ином. С приходом в Белый дом Барака Обамы появлялась серьезная вероятность того, что не самая актуальная в момент кризиса идея размещения ПРО в Восточной Европе будет без лишнего шума прикрыта. Для России этот факт мог бы стать большой (без всякого преувеличения) внешнеполитической победой, а для США – упразднением очевидной головной боли. Самое же главное заключается в том, что устранение проблемы ПРО могло стать хорошей площадкой для общения России и США по вопросам противодействия мировому кризису, однако после заявлений российского президента о размещении в Калининградской области "Искандеров" этот шанс можно считать безвозвратно утраченным.

Идея с "Искандерами" не будет способствовать улучшению отношений России и с другими странами. "Это неподходящий сигнал в неподходящее время", – заявил накануне представитель МИД Германии. Между тем именно Германия может стать одним из важнейших партнеров РФ в вопросах преодоления кризиса и построения новой мировой финансовой системы.

В контексте заявленных ранее Дмитрием Медведевым положений об усилении влияния России и превращении ее в один из экономических центров мира Москве необходимы довольно тесные контакты с ведущими игроками на мировой политической арене. Наивно полагать, что кризис понизит влияние США настолько, что их позицию можно будет не учитывать при принятии глобальных решений. В связи с этим ставка на БРИК и другие объединения без участия США делает идею изменения мировой финансовой архитектуры практически обреченной.

Таким образом, из вчерашнего послания Федеральному Собранию невозможно сделать вывод о том, как российские власти намерены решать главную на сегодняшний день проблему – бороться с экономическим кризисом. Который, по словам самого Медведева, еще далек от завершения.

Выбор читателей