Черноморский флот выгонят за "грабежи и изнасилования"

Очередное обострение вокруг ЧФ может быть реакцией Киева на проигранную газовую войну. Либо украинские чиновники искусственно нагнетают ситуацию в Крыму из каких-то собственных, далеко идущих соображений




Очередное обострение вокруг Черноморского флота может быть реакцией Киева на проигранную газовую войну. Ющенко скрипя зубами обещает исполнить достигнутые в Москве газовые соглашения, отмечая при этом, насколько они для Незалежной "не выгодны". Возможно, нападками на ЧФ украинские власти хотят компенсировать если не финансовые, то, как минимум, моральные издержки, последовавшие за " сдачей Тимошенко национальных интересов Украины".

С другой стороны, последние события заставляют предположить, что Киев пошел путем искусственного нагнетания ситуации в Крыму из каких-то собственных, далеко идущих соображений. За последние два дня ЧФ успели обвинить едва ли не во всех грехах – от участия в боевых действиях и военных конфликтах до шпионажа, нанесения телесных повреждений, изнасилований и грабежей. В совокупности, все это является "нарушением законодательства Украины" и может стать предлогом для прекращения действия договора о базировании ЧФ в Крыму, отмечают в украинском Министерстве иностранных дел.

В частности, как заявил вчера директор первого территориального департамента МИД Украины Леонид Осаволюк, в последнее время "чрезвычайно усиливается динамика роста грубого и сознательного игнорирования Черноморским флотом как двусторонних соглашений, заключенных еще в 1997 г., так и законодательства Украины". В первую очередь, это касается бесконтрольного пересечения государственной границы силами и средствами Черноморского флота, бесконтрольного передвижения по территории Украины, участия ЧФ РФ в боевых действиях и военных конфликтах. В период с 1 сентября по 24 января 78 из 137 сообщений о пересечении государственной границы кораблями ЧФ "отправлены с нарушением законодательства Украины". В 17 случаях корабли ЧФ и их экипажи "сознательно отказывались от прохождения пограничного контроля во время пересечения государственной границы Украины", цитирует чиновника "УНИАН".

Напомним, нота с технологической схемой пересечения государственной границы Украины военнослужащими, кораблями (судами обеспечения) и летательными аппаратами ЧФ была вручена МИД Украины российскому посольству еще 10 сентября. Ранее Ющенко настоял на закреплении в постановлении правительства Украины "разрешительного" порядка пересечения границы военнослужащими, кораблями и самолетами ЧФ, а также согласования с компетентными органами передвижений на Украине, связанных с деятельностью формирований флота. Согласно указу, корабли и самолеты Черноморского флота могут пересекать государственную границу Украины только после предоставления в штаб ВМС Украины уведомления об этом, причем документ должен быть подан не позднее, чем за 72 часа до предполагаемого пересечения границы. В уведомлении должно быть указано, сколько людей находится на корабле (самолете), а также должна быть предоставлена информация о наличии на борту вооружений, боеприпасов, взрывчатых веществ, военного имущества.

Порция доказательств того, что Черноморский флот не уважает украинское законодательство, следует и из милицейских сводок: за последние 12 месяцев военнослужащими ЧФ "было совершено 521 правонарушение и 16 преступлений, среди которых нанесение тяжкого телесного повреждения, изнасилование, грабеж". "Мы, конечно, понимаем ситуацию, которая связана с правовым нигилизмом отдельных военнослужащих ЧФ РФ; вместе с тем мы не можем понять и принять сознательное нарушение и сознательное игнорирование требований законодательства Украины и подписанных двусторонних соглашений самим руководством Черноморского флота и Черноморским флотом в целом", – отметил Осаволюк.

Вопрос об осуществлении замены вооружений Черноморского флота Украина готова рассматривать при двух условиях: заключении специального соглашения о замене таких вооружений и после заключения двустороннего соглашения о действиях ЧФ РФ в кризисных ситуациях. Проекты настоящих соглашений Украина передала России и до сих пор "не увидела готовности к согласованию этих документов". "Таким образом, никаких правовых оснований для поставки новых боевых кораблей в состав ЧФ, которые базируются на территории Украины, нет", – сказал Осаволюк.

В двустороннем украинско-российском договоре четко записано обязательство о том, что во время пребывания на территории Украины ЧФ будет выполнять требования ее законодательства. Венская конвенция о праве международных договоров подчеркивает, что существенные нарушения двустороннего договора одним из его участников дает основания для прекращения действия настоящего договора, напомнил чиновник.

Первый командующий Военно-морскими силами Украины, вице-адмирал Борис Кожин развил тему, призвав СБУ "активно вмешаться в работу антиукраинских организаций", к которым был причислен и Черноморский флот. По его словам, украинские спецслужбы "должны активнее бороться со шпионской деятельностью разведки ЧФ РФ". Оказывается, на территории Крыма "действует широко разветвленная сеть военной разведки РФ, агенты ФСБ и российского ГРУ активно занимаются как военной разведкой, так и политическими вопросами, направленными на усиление антиукраинских организаций и антиукраинской истерии в целом".

Комментируя информацию пресс-секретаря СБУ Марины Остапенко о задержании офицера Черноморского флота и изъятии у него комплекса для прослушки, Кожин заявил, что "таких "офицеров" ЧФ сегодня в Крыму "работает" не одна сотня, поэтому антишпионские мероприятия украинских спецслужб должны быть системными". "Размещение иностранной военной базы на территории другого государства всегда сопровождается усиленной активностью спецслужб страны пребывания, даже если государства дружественные", – резюмировал вице-адмирал.

В России на прозвучавшие со стороны "дружественного государства" нападки отреагировали сдержанно. Базирование Черноморского флота в Крыму регламентируется двусторонним соглашением от 1997 г., которое строго выполняется российской стороной, цитирует РИА "Новости" источник в МИД РФ. Дипломат подчеркнул, что Черноморский флот строго соблюдает и внутреннее законодательство Украины, но, в то же время, указы украинского президента не могут быть руководством к действию для российского военного флота.

Выбор читателей