Должникам по кредитам не уйти от расплаты

Проблема взыскания долгов с неплательщиков стала для банков одной из главных, и сегодня коллекторы завалены работой. Их задача – донести до каждого должника понимание того, что деньги ему придется вернуть в любом случае




С проблемой невозврата кредитов российские банки столкнулись задолго до кризиса. Сегодня проблема взыскания долгов с неплательщиков становится для них одной из главных. О том, как осуществляется взыскание задолженностей перед банками, а также о ближайших перспективах рынка потребительского кредитования в России мы беседуем с Александром Федоровым, председателем совета директоров одного из старейших коллекторских агентств страны – "Центр ЮСБ".

"Yтро": Как кризис повлиял на возвращаемость выданных ранее кредитов?

Александр Федоров: На панической волне и в общем безумном поиске черной кошки в темной комнате многие заемщики решили не возвращать кредиты. И это, как ни странно, положительно повлияло на работу коллекторских агентств. Банки активнее стали с нами сотрудничать. Однако взыскивать, несмотря на некоторые прогнозы, сложнее не стало. Я бы даже сказал, наоборот. Должники ужались в расходах, и у них появились накопления, которые с нашей помощью направляются на погашение долгов.

Другой момент состоит в том, что всегда были, есть и будут люди, которые необдуманно пользуются предоставленными кредитными возможностями. Многие из них не знают основ финансовой грамоты и попадают в долговую зависимость от банков.

"Y": Какие кредиты не возвращают чаще всего?

А.Ф.: По статистике нашего коллекторского агентства, больше всего не возвращают кредиты, которые условно можно назвать "потребительскими" (условно, потому что все кредиты физическим лицам – потребительские). Это кредиты, выдаваемые в торговых точках, и кредиты на неотложные нужды, выдаваемые наличными деньгами. Потом идут долги по кредитным картам, далее – кредиты на покупку автотранспортного средства, и замыкают этот список ипотечные кредиты. Если же происходит передача в работу коллекторскому агентству кредитов СМБ (среднему и малому бизнесу), это означает лишь то, что банк ошибся уже при выдаче. Нельзя было такому заемщику выдавать такую сумму. Кстати, средний и малый бизнес сейчас чувствует себя лучше крупного и в состоянии поддерживать свои немногочисленные кредитные линии.

"Y": Увеличилось ли число обращение кредиторов к коллекторским агентствам из-за кризиса?

А.Ф.: Более чем в два раза. До сентября 2008 года мы активно рекламировались в Интернете. С сентября перестали, потому что объем запросов на работу колоссален. С нашим агентством работают уже практически все ведущие российские кредитные учреждения, мировые производители электроники и некоторых групп товаров.

"Y": Какой метод взыскания денежных средств с хронических неплательщиков предпочитают сегодня банки: обращение в коллекторские агентства, при помощи собственной службы безопасности или существуют какие-то альтернативные способы?

А.Ф.: Альтернативных способов нет. Банки просто совмещают упомянутые вами способы. Раннюю просрочку (до 90 дней) взыскивают сами. Более позднюю передают коллекторам на аутсорсинг. Совсем позднюю – продают.

"Y": Как происходит процедура взыскания задолженности? Если можно, поделитесь профессиональными секретами, как вам удается убедить неплательщиков напрячься и все-таки найти деньги?

А.Ф.: При взыскании задолженности мы используем несколько методов. Какие-то разработаны внутри нашего агентства, какие-то подсмотрены у друзей – конкурентов. Главное с нашей стороны, это правильно подобрать для каждого должника соответствующий ему тип взыскателя и применить соответствующий должнику метод взыскания.

А убеждать должников удается исключительно силой убеждения (простите за каламбур). Наша задача – донести до него понимание того, что ему в любом случае придется вернуть долг. И мы не отступим, а все сделаем для того, чтобы рано или поздно неплательщик исполнил свою обязанность перед кредитором.

"Y": Бывали ли случаи, когда вашим "подопечным" реально нечем было платить? Как разрешались такие ситуации?

А.Ф.: Если человеку реально нечем платить, у него нет родственников и близких людей, которые могли бы ему помочь, нет работы и не предвидится, никогда не бывает в кармане более ста рублей, нет никакой собственности и он живет на улице, то это не наш клиент. Это клиент службы милосердия. Поясню свою мысль: реально нечем платить только асоциальным личностям.

"Y": В последнее время появились структуры, позиционирующие себя как "антиколлекторы". Они утверждают, что на законных основаниях помогают клиенту избежать взыскания. Что вы можете сказать об этой практике?

А.Ф.: Антиколлекторов нет, это миф. Термин "антиколлекторство" введен в оборот мной в середине 2005 г. в одном из интервью. Известный сайт anticollector.ru так же в известной степени контролируется одним из действующих коллекторских агентств. Антиколлекторы – это юристы, которые подрабатывают деятельностью по обману и отбору денег у не слишком умных должников. Умные же должники к антиколлекторам не обращаются. Они идут к кредитным адвокатам. И еще. Взыскания избежать нельзя. Его можно только отсрочить и незначительно снизить штрафы.

"Y": Как неплательщику следует себя вести при общении с коллекторами?

А.Ф.: Надо быть внимательным ко всему, что говорит коллектор. Если вы чувствуете себя ущемленным в правах – законы позволяют вам их отстаивать. Но, как правило, неплательщики, по разным причинам, сами виноваты в появившемся долге. Помните, у коллектора одна цель – вернуть долг. И при этом он также должен помочь вам разобраться в сложившейся ситуации.

"Y": Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития кредитного рынка России?

А.Ф.: После стагнации и даже некоторого отката назад кредитный рынок будет постепенно наращивать обороты. Многие сограждане уже оценили удобство пользования кредитными картами с льготным периодом, а также возможность приобрести нужную вещь раньше, чем планировали. И когда истерия, связанная с кризисными явлениями, пройдет, мы снова будем читать отчеты о росте кредитования в России.

"Y": Некоторое время назад вы заявляли, что кризис неплатежей не повлечет за собой банкротства банков. Вы по-прежнему придерживаетесь этой точки зрения?

А.Ф.: Полностью в этом уверен. Мою уверенность подкрепляют все действия правительства. Перекредитованному банку не дадут обанкротится. Его обязательно передадут под контроль Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и будут санировать. Во-первых, потому, что кредиты – это возможный ко взысканию денежный актив. А во-вторых, если банк будет обанкрочен, то за этим последует множественное досрочное изъятие кредитов у населения, а это может привести к росту социальной напряженности. Этого, на мой взгляд, руководство страны не допустит.

Выбор читателей