Россия медленно сползает по наклонной плоскости

Уходящий год вместил много событий, но на выходе внутренняя политическая ситуация сегодня мало чем отличается от прошлогодней. Расстановка сил, действующих в публичном пространстве, осталась неизменной


Тициан. "Сизиф". 1549



В старинных хрониках иногда встречается оборот "В лето ... бысть тишь", обозначающий, что означенном году не произошло ничего достойного упоминания летописца.

В некотором смысле характеристику "бысть тишь" можно дать и уходящему году – он вместил много событий, но на выходе внутренняя политическая ситуация сегодня мало чем отличается от прошлогодней. Расстановка сил, действующих в публичном пространстве, осталась неизменной: абсолютной доминантой большой политики остается "Единая Россия"; оппозиция, как правая, так и левая, по-прежнему копошится где-то на задворках. Мировой финансово-экономический кризис окопался на занятых в прошлом году позициях, правительство продолжает прилагать героические усилия, чтобы не допустить их расширения. Новых политических сил и институтов, при этом, как не трудно догадаться, не появляется.

В то же время, вся эта тишь очевидна лишь в том случае, если оценивать ситуацию в целом. Дьявол же, как водится, кроется в деталях.

Деталь №1. Выборы. В уходящем году нам довелось наблюдать примечательную тенденцию: смещение публичной политики с регионального на местный уровень. Если на выборах законодательных собраний безоговорочно победила партия власти, то отдельные районы и даже города удалось-таки отвоевать оппозиции. Можно, конечно посетовать на то, что региональные парламенты вслед за федеральным становятся "не местом для дискуссий", посетовать на неравные условия конкуренции партий, злоупотребления административным ресурсом и т.д. А можно – порадоваться тому, что граждане обращают все больше внимания на происходящее у них под боком, и предположить: чем ниже окажется уровень, на котором будет разворачиваться реальная политическая борьба, тем выше будет уровень гражданской солидарности. И наступит-таки время, когда ни одна партия не сможет контролировать все муниципалитеты, а президенту не придется отвечать за каждый текущий кран.

Деталь № 2. Партии. Несмотря на то что партийная жизнь вроде бы замерла, нельзя не отметить первую в истории новой России встречу главы государства с лидерами партий в ответ на парламентский демарш левых фракций. Это указывает, во-первых, на то, что имеющийся партийный ландшафт не вполне устраивает главу государства, а во-вторых – на то, этот ландшафт еще способен двигаться, и политическая стабильность – величина отнюдь не абсолютная даже при наличии такой, казалось бы, всеохватной силы как "Единая Россия".

Деталь №3. Социальная напряженность. Еще более важно то, что и почва для ландшафтных изменений подготовлена. Чего стоил один только слух о том, что рабочие АвтоВАЗа готовы в случае массовых сокращений пойти на крайние меры. А события в Пикалеве, куда пришлось приезжать лично главе правительства, чтобы успокоить перекрывших федеральную трассу работников вставших предприятий? А сколько таких "пикалевых", где ситуация была на грани фола, можно насчитать по всей стране? В этом году стало понятно: сколь бы красивую картину социальной и экономической стабильности ни рисовали государственные СМИ, реальность оказывается сильнее, и действующие институты могут управляться с этой реальностью лишь ценой нечеловеческих усилий.

Деталь №4. Катастрофы. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС, взрыв "Невского экспресса" и пожар в "Хромой лошади" в Перми обозначили три блока проблем: изношенность основных производственных фондов, предельно низкое качество работы контролирующих инстанций и проблема безопасности, которая остается столь же актуальной, как и десять лет назад, коли уж даже 800 км главной железнодорожной магистрали страны оказываются уязвимы для террористов.

Деталь №5. Милиция. Центральная тема уходящего года – неэффективность и коррумпированность правоохранителей. Символом морального разложения милиции стал майор Евсюков, ворвавшийся среди ночи в супермаркет и открывший стрельбу по покупателям. Если же перечислять все случаи милицейского произвола, ставшие предметом широкого обсуждения, получится эпопея сопоставимая по объему, как минимум, с одним томом "Войны и мира".

Все вышеназванные детали указывают на то, что ситуация, скорее, не законсервировалась, а медленно катится по наклонной плоскости. Вслед за экономическим кризисом грозит наступить техногенный, социальный и политический. Чтобы все это не приняло необратимые последствия, российская власть должна провозгласить новый лозунг, объединяющий общество.

Такой лозунг, собственно, и был произнесен президентом – "модернизация". Неэффективность экономической модели, коррумпированность и неповоротливость государственной машины признана на самом высоком уровне, и обществу было предложено поучаствовать в написании модернизационного сценария. Призыв к модернизации стал главным политическим событием второй половины уходящего года и, скорее всего, станет главной вехой года следующего.

В то же время, сценария модернизации как такового обществу пока не предложено. А потому вместо обсуждения реальности модернизационных задач и сроков их решения дискуссия сейчас сосредоточена на вещах второстепенных. Так, наблюдателей (да и значительную часть общества) волнует: надо или не надо рассматривать модернизационный сигнал президента как начало противостояния внутри тандема; насколько объявивший модернизацию Медведев похож на Горбачева, объявившего в свое время перестройку; кто составит авангард Медведева, да и вообще – действительно президент хочет перемен или лишь создает видимость желания? Если рассуждать только о вышеозначенных аспектах, слово "модернизация" очень быстро утратит смысл, став очередным политмемом, как "удвоение ВВП" или приснопамятная "стратегия-2020".

Проблема в том, что сколь бы много ни зависело от воли главы страны, одной его воли для того, чтобы снять экономику с сырьевой иглы и декоррумпировать государственную систему, явно недостаточно. А системному большинству гораздо выгоднее говорить о модернизации, чем проводить ее в жизнь.

P.S. В конце прошедшей недели президент подписал указ о реформировании МВД, предполагающий сокращение штата министерства и изменение принципа отбора кандидатов на замещение вакантных должностей в милиции. Мера революционная. И если до сего момента в серьезности намерений главы страны еще можно было сомневаться, то вполне возможно, что на этот раз его личный Рубикон перейден. В связи с чем остается пожелать Дмитрию Медведеву удачи в наступающем году, а заодно и всем нам.

Пусть перемены будут к лучшему!

Выбор читателей