Запад сливает афганский вопрос

Международная конференция по Афганистану оказалась бессмысленным бюрократическим мероприятием. В ходе форума не было выработано никаких содержательных решений


ФОТО: AP



Вопреки всем надеждам и ожиданиям Международная конференция по Афганистану, прошедшая в конце прошлой недели в Лондоне, оказалась бессмысленным по сути бюрократическим мероприятием. Заявленная повестка дня – помочь афганской власти добиться мира, безопасности и экономического развития страны – была соблюдена. Но в ходе форума не было выработано содержательных решений, а итоговое коммюнике оказалось лишенным какой бы то ни было конкретики. В целом, этот документ является декларацией о намерениях.

Первое из этих намерений – разработать к концу 2010-го или началу 2011 г. план постепенной передачи контроля над ситуацией в стране афганской армии и полиции. В результате к 2013 г. национальные силы безопасности должны самостоятельно проводить "большую часть операций", а к 2015 г. – полностью взять на себя ответственность за порядок в стране. Второе намерение – добиться, чтобы за этот срок численность афганской армии и полиции выросла до 300 тысяч человек, для чего предполагается набрать и обучить новобранцев. И третье – создать Фонд мира и реинтеграции, средства которого будут направлены на возвращение к мирной жизни боевиков, порвавших с "Талибаном".

Конкретные подходы к реализации этих начинаний не нашли отражения в итоговом документе, ходя достаточно активно обсуждались. В результате впечатление о том, как именно мировое сообщество намерено помогать строительству нормальной жизни в Афганистане, формировалось под влиянием заявлений политиков и замечаний экспертов. При этом среди заинтересованных сторон нет единства относительно списка первостепенно важных проблем. Западные страны уверены, что главная беда Афганистана – безработица, которая и вынуждает людей присоединяться к отрядам "Талибана*". Отсюда идея развития сельского хозяйства как площадки новых рабочих мест и планы "покупать" лояльность боевиков за деньги, собранные Фондом мира и реинтеграции. Сами же афганцы, судя по итогам обследования ООН, считают главной проблемой своей страны коррупцию. На втором месте стоит угроза личной безопасности и только на третьем – проблемы занятости. Значительная часть населения крайне негативно относится к вмешательству в дела страны со стороны США и их союзников, но этот пункт, судя по всему, не фигурировал в опросах, проводимых сотрудниками ООН. Эту "неудобную" точку зрения озвучили накануне лондонской конференции лидеры "Талибана", заявившие, что единственное приемлемое решение афганской проблемы – это вывод из страны иностранных войск.

При таких настроениях не слишком разумной выглядит идея вбухивать международные средства в "покупку лояльности талибов*". В целом, идеи международного сообщества о помощи Афганистану базируются на западной системе ценностей, не учитывая особенностей этой крайне бедной, но никогда не сдававшейся на волю победителей страны. Попыткой разрешить это противоречие является план, предложенный президентом Афганистана Хамидом Карзаем, который, с одной стороны, говорит о передаче контроля над ситуацией местной армии и полиции, а с другой – утверждает, что страна еще много лет будет нуждаться в иностранной поддержке, и требует сохранить присутствие иностранного контингента до 2015 года. Аналогичным образом устроен и его план "амнистии талибам": с одной стороны, создать "Национальный совет по примирению и объединению" и привлечь в него старейшин, а с другой, предоставлять "раскаявшимся талибам" невиданные преференции, о которых даже не могут мечтать лояльные граждане, и делать это за счет иностранных вливаний.

Отсюда скептический настрой экспертов, которые всерьез занимаются проблемами Афганистана и понимают, что большая часть выделенных средств – речь сегодня идет о $500 млн, – будет разворована, а остальных не хватит на "покупку лояльности" просто потому, что талибов не так легко соблазнить деньгами или местами во власти. У них и так немало денег, получаемых за продажу наркотиков, и достаточно власти, чтобы держать под контролем целые провинции. Да и незачем им идти на сговор с Карзаем, которого вся страна называет американской марионеткой.

Предложение России о восстановлении промышленных объектов Афганистана, построенных советскими специалистами и разрушенных во время антитеррористической операции, не нашли отражения в итоговом документе конференции. И дело тут не только в том, что Москва предлагает восстанавливать эти объекты на деньги Запада. США и их союзники планируют сохранить Афганистан в качестве аграрной страны. Более того, их, судя по всему, вполне устраивает ситуация, сложившаяся в области наркоторговли. Западные партнеры игнорируют предложения Москвы о создании вокруг Афганистана "антинаркотического пояса". Вместо этого ее упорно пытаются в той или иной форме втянуть в военную операцию в Афганистане. США и НАТО уже мало коридора, предоставленного Россией для идущих в Афганистан невоенных грузов. В последнее время все чаще поднимается вопрос о военном транзите и поставках российского вооружения для афганской армии.

Торг на эту тему также строится вокруг вопроса о том, кто будет платить. Но на самом деле речь идет о гораздо более серьезных вещах. Об изменении внешнеполитической линии России, которая в 1989 г. ушла из Афганистана и, поддержав в 2001 г. антитеррористическую операцию против талибов, категорически отказалась от участия в военных действиях. Сегодня в рамках "перезагрузки" Россию вынуждают вернуться, причем вернуться в качестве союзника тех самых сил, которые в свое время формировали отряды моджахедов, снабжали их оружием и создавали "единый фронт борьбы афганского народа с советской оккупацией".

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей